Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Мы рождены петь и танцевать


Борис Березовский объясняет свое желание заниматься фестивалем «Музыка Земли» искренним интересом к фольклору. Будучи сам плоть от плоти музыки академической, достигнув в ней всех вершин, которые только были возможны, он вдруг открыл для себя музыку народную так, словно бы уже давно ее знал: эти мелодии уже проникли в его сознание посредством всей той музыки, которую он до сих пор играл. Со стороны увлечение Березовского народной музыкой выглядит как желание расширить о ней представление, узнать еще одну ее грань, и он прямо или косвенно говорит об этом в своих интервью. В этом желании, которое не столь уж характерно для современных академических музыкантов, видна его любовь к музыке. Просто степень искренности этой любви такова, что не позволяла ему замкнуться в границах привычного и позволила совершить открытие в области, где, казалось бы, он знает все, что только можно знать.

По отношению к народной музыке, как русской, так и всех остальных народов, населяющих Россию, в общественном сознании существует чересчур много стереотипов. Они до сих пор простираются в диапазоне от «Калинки», многажды пропетой в каких только можно эфирах истеричным фальцетом в окружении суровых мужских голосов Краснознаменного ансамбля им. Александрова, и сдержанным архаичным стилем ансамбля Дмитрия Покровского. Однажды этот ансамбль совершил почти революционный прорыв с помощью саксофониста Пола Уинтера, записав с ним совместную пластинку, которая со временем тоже превратилось в один из стереотипов о том, как может звучать народная музыка. Но все это было бесконечно далеко от реальной жизни. Все попытки загнать народную музыку на большую сцену рано или поздно просто выхолащивали ее — лишали какого-то очень важного содержания, без которого присоединение к слову «музыка» определения «народная» становится бессмысленным.

Академическая музыка, не сознаваясь в этом, переживает один из самых серьезных кризисов в своей истории. Люди отвергают современную музыку, продолжая бесконечно прослушивать то, что было написано в предыдущие века. А то, что пишут современные композиторы, вызывает очень сдержанный интерес.  Это звучит на каких-то фестивалях, есть какие-то записи, но имя любого из ныне живущих композиторов нельзя поставить рядом с именами Баха, Моцарта, Бетховена — они просто теряются в тени. Но это происходит не по вине излишне консервативных слушателей. Они мало того что выбирают то, что им нравится, но и следуют культурной традиции, которая в какой-то момент стала обращена в прошлое и зациклилась на нем. Возможно, в начале XX века композиторы пошли творческим путем, который и завел их в тупик. В этом контексте фестиваль «Музыка Земли» — один из вариантов поиска выхода из тупика, попытка извлечь новый опыт отношений и с музыкой, и с аудиторией. Попытка сойти с высокой сцены, возвышающейся над аудиторией, и спуститься зал, чтобы спросить: а вам на самом деле нравится то, мы что мы для вас играем?

Фестивалей народной музыки множество. Они существуют хотя бы потому, что по-п