Пьеса «Испанцы в Дании» — рискованный выбор, который в данном случае совершенно неожиданно себя оправдал. Имя Мериме на слуху, но кто знает, что он написал еще что-то, кроме новеллы «Кармен», сюжет которой сделал бессмертным Жорж Бизе? Сюжет «Испанцев в Дании» если и был кому-то известен, то почти наверняка оказался благополучно забыт на фоне других, более актуальных драматургических произведений. Действие пьесы разворачивается в период наполеоновских войн — благодаря «Войне и миру» чрезвычайно близкий и навсегда родной нам исторический период. Но что происходило за пределами России и в каких отношения Франция находилась с Испанией и Великобританией, представляется несколько смутно. А ведь на этом строится интрига пьесы. Мы понимаем только, что французы заодно с испанцами, но держатся по отношению к ним весьма настороженно и готовы в любой момент уличить их в заговоре и использовать это как удобный случай для того, чтобы их перестрелять, причем с превеликим удовольствием. К англичанам французы относятся еще более настороженно, но зато как к ним тянутся испанцы, которые мечтают только о том, чтобы поскорее вернуться на свою родину!
Кирилл Пирогов «Испанцами в Дании» последовал традиции, издавна утвердившейся в Мастерской Петра Фоменко: открывать новый или полузабытый драматургический материал. Зритель следит за развитием сюжета и понимает, что ему и в самом деле интересно не только то, как это будет сыграно, какой еще трюк придумает режиссер-постановщик, но и то, что будет дальше. Интрига есть. Однако Пирогов этим не ограничился. Он создал отличное сценическое действие, проникнутое духом XIX века. О, эти прекрасные дамы, внезапно оказывающиеся на острове среди мужчин, изголодавшихся по любви, а потом оказывающиеся еще и шпионками, а потом ради любви отказывающиеся от денег… О, эти мужчины, которые ради благосклонности дамы готовы на любой подвиг и даже совершают его прямо у нас на глазах… О, эти прекрасные интриги, которые вьются буквально из ничего… Но на самом деле всего этого почти наверняка было бы мало для того, чтобы получился хороший спектакль.
Кирилла Пирогова большая часть публики знает как отличного киноактера, дебютировавшего на экране больше двадцати лет назад в фильме Георгия Данелии «Орел и решка», а постоянные зрители Мастерской Петра Фоменко — как одного из корифеев театра. Но до сих пор его режиссерский опыт был ограничен сорежиссурой с самим мастером на спектакле «Театральный роман». Это уникальный опыт, но достаточен ли он для полноценной самостоятельной работы? Оказалось, что да. У Пирогова получился исключительный спектакль, где все как в первый раз. Как будто он вложил в «Испанцев» все, что накопилось в нем за годы работы в театре. Каждая сцена начинена постановочной фантазией и любовью к персонажам. Актеры не живут, а именно играют на сцене, но что больше всего увлекает — мастерство, с каким они это делают. При этом артисты выкладываются ничуть не меньше режиссера, словно этот спектакль — их шанс на что-то, о чем они так дав