Хороший человек
Жена Александра Анна Старобинец была одним из лучших авторов «Русского репортера», долгое время возглавляла у нас один из отделов, но сам Гаррос никогда у нас не работал. Зато он долгое время был штатным книжным обозревателем журнала «Эксперт», где добился больших успехов. Один знакомый бизнесмен говаривал: «Я доверяю Гарросу. То, что он рекомендует, я всегда читаю. И всегда все по делу. Зачем вообще нужны другие критики». Наверное, круче для критика вообще ничего не может быть. Свой, прокормленный, без лести преданный читатель, готовый броситься в книжный магазин по первому указанию. Саша, когда я ему пересказал эту историю, долго удивлялся и смеялся, потому что был человеком вежливым и скромным.
Собственно в этом, возможно, один из секретов успеха Гарроса и как критика, и как писателя. С первой строчки и с первого взгляда он располагал к себе и производил впечатление очень приятного человека. Писатели в большинстве своем люди сложные, вредные. Критики — тем более. Гаррос был совсем другой. Он лихо ворвался в литературу в 2003 году. Два молодых парня с обочины русскоязычного мира, из Риги, написали бодрый триллер «[голово]ломка» — и сразу же получили новомодную на тот момент премию «Национальный бестселлер». Первый успех авторов не испортил, и они остались хорошими ребятами. Потом дуэт распался, Гаррос переехал в Москву, женился на Анне Старобинец. Прекрасная пара: два молодых писателя, Аня пишет страшилки для взрослых и отличные книги для детей, Саша занимается публицистикой, вместе они сочиняют сценарии. Друзья и знакомые зачитываются смешными записями в Фейсбуке. А потом у них умер еще не родившийся ребенок, о чем Анна позже напишет в книге «Посмотри на него». А потом Саша заболел. А потом Саша умер. А потом все, включая тех, кто никогда лично не знал Гарроса, сочли своим долгом написать в социальных сетях хоть что-то хорошее про Сашу. Так не вспоминали никого.
[голово]ломка
Александр Гаррос, Алексей Евдокимов
Издательство «Лимбус Пресс»
Первый роман дуэта Гарроса и Евдокимова. Всех поразил разом и русскостью, и европейскостью. Обычный, заурядный человек, банковский клерк вдруг попадает в водоворот страшных событий. Отличный язык, напряженный сюжет, множество прямых и скрытых цитат из актуальной на тот момент мировой литературы. Постмодернизм, но с человеческим лицом и очень увлекательный. В 2002 году рижский дуэт еще никто не знал, а в 2003-м они лауреаты «Национального бестселлера», актуальные и модные писатели. Один из лучших стартов в истории русской литературы нулевых.
Серая слизь
Александр Гаррос, Алексей Евдокимов
Издательство «Лимбус Пресс»
Неприкаянный человек в неприкаянном мире. Название отсылает к понятию из футурологии. Серая слизь — это один из сценариев конца света, когда технологии выходят из-под контроля и начинают пожирать все вокруг. В романе из-под контроля выходит жизнь главного героя, опять обычного человека, режиссера-документалиста, на которого вешают убийство. Пограничный человек в пограничном состоянии — вот одна из главных идей дуэта Гарроса и Евдокимова. Что он будет делать, если поставить его в специфические, желательно безвыходные условия.
Чучхе
Александр Гаррос, Алексей Евдокимов
Издательство «Вагриус»
Выпускники элитной школы с интересом обнаруживают, что их начинают уничтожать. Кто это делает? Кто-то, что-то или вообще один из них? И снова безвыходное положение, и снова пограничные люди в пограничной ситуации. Момент выхода книги совпал с делом ЮКОСа. Ходорковский уже сидел. В тот момент в центре скандала оказалась элитная школа, в которой ЮКОС пытался воспитывать себе смену. Школу закрывали, Гаррос и Евдокимов оправдывались, что ни на что не намекали. Но сюжет и герои вполне для них традиционные.
Непереводимая игра слов
Александр Гаррос
Издательство Corpus
Сборник эссе Александра Гарроса, которые публиковались в самых разных местах. Тут рядом и рассуждения о творчестве Михаила Шишкина, и эссе об Алексее Германе, и рассказ о поездке в Ярославль через полгода после гибели в авиакатастрофе хоккейного «Локомотива», и футурология, и социология, и филология, и травелоги, и рассказы о том, как тот или иной демиург строит на своем участке культуры или страны свою собственную утопию. Гаррос ее построил в своей книге.