Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Как управлять прогрессом


Авторы этой книги детально изучили опыт организации научной деятельности в западном авиастроении и попытались найти варианты его применения в российских условиях. Дело в том, что в постсоветские годы прикладная авиационная наука, лишившись управляющего центра, была предоставлена самой себе. При этом именно прикладная наука отвечает за исключительно важный процесс воспроизводства научно-технического задела, на который опирается вся конструкторская деятельность. В условиях резкого сокращения оборонных расходов и финансирования прикладных авиационных исследований и разработок все ведущие НИИ нашей страны оказались в крайне тяжелом экономическом положении. Лишившись единого координационного центра и прежних заказчиков, институты вынуждены были бороться за существование любыми способами. Помочь сохранить кадры и компетенции могло бы создание национального исследовательского центра по образу аналогичных центров крупных европейских стран. Однако у каждой крупной западной авиационной державы был свой собственный путь эволюции национальной авиационной науки и ее институтов. И для того, чтобы понять, какая именно модель больше всего подходит для России, эксперты провели довольно обширную исследовательскую работу.

В качестве стран, представляющих наибольший интерес, они выбрали США, Великобританию, Францию, Германию, Италию, Испанию, Нидерланды и Швецию. То есть все государства, где есть более или менее серьезные авиастроительные предприятия. При этом авторы признают, что англосаксонские модели, с большой ролью университетской науки, частного финансирования и меценатства научной деятельности, не вполне подходят России с ее госкапитализмом и патерналистским мышлением людей. Слишком многое в нашей стране пришлось бы поменять, чтобы американская модель прикладной науки здесь заработала. Гораздо больший интерес представляют страны континентальной Европы. Их опыт прямо свидетельствует о необходимости существования государственного авиационного исследовательского центра. И это легко объяснимо. Без государственного участия потрепанная Второй мировой войной европейская авиационная наука и промышленность неизбежно проиграли бы конкурентную борьбу американцам. Во Франции таким центром стало Национальное бюро аэрокосмических исследований ONERA, в Германии — Немецкий центр авиации и космонавтики DLR, в Италии — Итальянский центр аэрокосмических исследований, а в Испании — Национальный институт аэрокосмической техники Esteban Terrades. Заметим, что большинство этих центров было создано в ответ на соответствующий вызов времени — отставание стран прежде всего от США и отчасти от СССР. Теперь отстает уже наша страна, и опыт европейцев в создании национальных центров аэрокосмических исследований приходится изучать и внедрять нам.

В книге довольно подробно описывается история создания европейских центров, а также особенности национальных подходов к их развитию, финансированию и контролю результатов деятельности. С последним на Западе, кстати, дела обстоят намного жестче, чем