Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Хроника жизни кинорежиссера


Эйзенштейн не только создал образ ключевого события в русской истории XX века, но и сформировал киноязык, на котором до сих пор разговаривают с публикой кинематографисты. Эйзенштейн, возможно, самая важная фигура в истории кинематографа. Он не ограничился формированием языка, но почти достиг совершенства в его использовании. Стоит только сожалеть о том, что ему так и не удалось довести до конца свой мексиканский проект — а он был максимально близок к его завершению. Уже была отснята практически бόльшая часть фильма, когда, с одной стороны, от него стали требовать как можно скорее вернуться в Москву, с другой — американские продюсеры даже не попытались найти возможность дать ему смонтировать отснятый материал, а ведь именно во время монтажа происходило чудо: фильм обретал форму, до этого возникшую у Эйзенштейна в голове. Это был так и не состоявшийся шедевр в биографии режиссера номер один. Второй — «Бежин луг». Эйзенштейн отснял лишь несколько первых сцен, и его пленку решили посмотреть кинематографические чиновники, после чего съемки были остановлены.

Все эти события хорошо известны и очень внимательно исследованы историками кинематографа. Но принцип pro et contra, в соответствии с которым подобраны материалы для двухтомника, посвященного Эйзентштейну, заставляет еще и еще раз задумываться: а что, если бы у него все-таки получилось? Какими были бы эти фильмы? И в какую сторону они могли бы развернуть историю кинематографа? Эйзенштейн в воспоминаниях, которые приведены отрывками, чтобы сохранить последовательность хода исторического времени и не позволять автору бежать впереди всех остальных, предстает человеком будущего. Его творческое воображение намного опережало время и технические возможности, которыми тогда располагал кинематограф. Режиссеру удавалось сделать почти невозможное, например снять зимние сцены в «Александре Невском» на летней натуре.

Фильмы почти затмевают личность самого Эйзенштейна. О нем мы знаем совсем мало: только то, что он был несколько странен в бытовом поведении. Любил хорошую обстановку в квартире и тщательно ее подбирал. Это нормально, странно то, что он держал у себя на столе стеклянный сосуд с заспиртованным мертвым младенцем, — об этом сохранилось несколько свидетельств. Был мертвый младенец на самом деле, или это розыгрыш самого Эйзенштейна, или режиссер на время прихода к нему гостей намеренно младенца убирал и любовался им исключительно в одиночестве, так и останется тайной. Но можно в этом усмотреть еще одно подтверждение патологической склонности режиссера к насилию, проявлявшейся в первую очередь в его фильмах. Ребенок в коляске, которая мчится вниз по одесской лестнице в фильме «Броненосец Потемкин», ребенок, удерживаемый за ногу над бездной в «Стачке», — кадры, едва ли не самые узнаваемые в творчестве Эйзенштейна.

Финальной загадкой, которую режиссер задал перед своей «несвоевременной» смертью, стал «Иван Грозный». Прославил он им Сталина или, наоборот, разоблачил? Кто он, прикормленный Сталиным и манипули