Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Что мы видим, когда ничего не видим


Скажи, что ты видишь в картинах Кандинского, и я скажу, кто ты. В одной из глав Анна Ямпольская цитирует Мишеля Анри, для которого Кандинский — художник внутренней, невидимой жизни, противопоставленной жизни внешней, предметной, представимой. Затем она уточняет его мысль: картины Кандинского существуют не чтобы сделать невидимое видимым, а чтобы перевести наше восприятие мира в новый режим. «Искусство феноменологии» написано в традиции научной литературы, где принято так чтить великих предшественников, что собственные мнение и суждения считаются незначительными.

Единственное, что имеет смысл делать, — все глубже и глубже проникать в тексты тех, кто однажды решился высказаться без отсылок к источникам. Смысл философского высказывания, и без того труднопостижимый, оказывается зашифрованным в сотнях имен и терминов, для понимания которых требуется комментарий. Единственная глава, где голос Анны Ямпольской звучит в ее собственной тональности, заключительная — «Смерть: что значит стать субъектом». Возможно, все дело в том, что в этом случае она заходит на территорию, в наименьшей степени интересующую философов: смерть — стихия мастеров художественного слова. Именно им свойственно с особой силой ощущать связанные с нею страх, боль, беспомощность, потерю власти над телом, но они же одновременно способны увидеть то, что за ее пределами. Философам остается только подобрать определения, наиболее точно описывающие этот процесс: «Как тебя похоронить, спрашивает Критон, и Сократ отвечает: уже не меня вы будете хоронить, а только мое тело».

Однако суждение об иллюзорности смерти лишь начало интеллектуального пути, и каждый из идущих по нему волен выбирать направление, но не его конец. Конец в этом случае один для всех.

Ямпольская Анна. Искусство феноменологии. — М.: РИПОЛ Классик, 2018. — 342 с.