Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Атеистический проект


Автор обращается к теме, которая является едва ли не ключевой для понимания причины взрывных процессов в обществе: какую позицию в это время занимает церковь и почему ее авторитет, казавшийся до тех пор незыблемым, вдруг резко падает, а затем и вовсе уничтожается, как это произошло в России после Октябрьской революции. По его мнению, истоки кризиса, апогея которого православная церковь достигла к началу Первой мировой войны, были заключены в ее синодальном строе. Война вскрыла этот нарыв: «классовая» ненависть между высшим духовенством и низшим накалялась по мере увеличения тягот военного времени. В результате православная церковь приветствует Февральскую революцию и проводит радикальные внутренние реформы, которые включали в себя введение повсеместных выборов, в том числе высших иерархов.

Автор настаивает на том, что «кощунственные акции в православных монастырях, первые убийства священников и разграбление церковного имущества начались еще до прихода к власти большевиков». Он цитирует текст из газеты «Утро России», описывающий бунт монахов московского Данилова монастыря, которые «играют в карты, приводят в монастырский корпус женщин, пьют ханжу, ругаются и дерутся». Так, иеромонах Софроний, «руководитель всех бунтующих монахов, достал приспособления для перегонки денатурированного спирта и целыми днями пьяный валяется у ворот монастыря». Еще ведя военную кампанию против войск, возглавляемых адмиралом Колчаком, большевики решаются вскрыть мощи, и это «стало одной из самых успешных антиклерикальных и антицерковных акций за все время существования советской власти».

Православная церковь оказалась колоссом на глиняных ногах, а большевики — всего лишь теми, кто сумел воспользоваться этой ситуацией и подтолкнуть церковь в пропасть. Но падать туда она начала еще до их прихода к власти.

Рогозный Павел. Православная церковь и Русская революция. Очерки истории. 1917–1920.  М.: Весь Мир, 2018.  304 с. Тираж 750 экз.