Французские кинематографисты необыкновенно сильны в жанре биографии. Они об этом знают и легко запускают проекты подобного рода в производство, решая тем самым сразу две задачи: выпустить фильм, где имя главного героя работает как элемент, притягивающий публику в кинотеатры, и инвестировать в миф о французской культуре как одной из важнейших статей экспорта. Капитан Кусто, движимый страстью к подводным съемкам, на протяжении почти всей жизни был одним из самых активных созидателей этого мифа в его экспортном варианте. Став автором более чем ста картин, сумев трижды заполучить «Оскар» и отработав до мелочей до сих пор используемый формат документальных фильмов о путешествиях, прижизненный гонорар он отработал сполна. Теперь, уже после смерти, ему выпала возможность поработать еще — уже в роли мифологического персонажа.
Назвав корабль по имени нимфы, влюбленной в Одиссея, Кусто сам задал контекст, порождающий художественный свет, в котором капитан преображается в героя гомеровской поэмы. А иначе зачем все эти бесконечные скитания по морям и океанам? Сценарист и режиссер Жером Салль выбирает в качестве отправной точки череды путешествий Кусто эпизод с изобретением акваланга, благодаря которому и становится возможным длительное пребывание под водой, а вместе с ним и подводные съемки. Ради покупки корабля жена Кусто расстается с фамильными драгоценностями, а чтобы получить возможность заправить его топливом, Кусто обещает нефтяникам брать для них под водой пробы грунта. Империя Кусто, которой будет суждено заниматься как производством документальных фильмов, так и совершенствованием оборудования для их съемок, возникает словно сама собой — из ничего. Кусто оказывается способным преодолеть любое препятствие, возникающее на его пути, будто ему и в самом деле, как и гомеровскому персонажу, помогают высшие силы.
Жером Салль, опираясь в работе над сценарием на книгу старшего сына капитана Кусто Жана Мишеля, написанную в соавторстве с бессменным членом команды «Калипсо» Альбертом Фальком, не щадит своего героя. Если в первой части картины, до испытаний деньгами и славой, мы видим невинного обаятельного идеалиста, который еще сомневается, продавать драгоценности жены ради своей прихоти или нет, то спустя годы — на экране они сжимаются в несколько минут — мы видим безжалостного дельца, для которого существует только бизнес и нет почти ничего личного. Империя Кусто начинает пожирать своего императора. Из яркого оратора и хитроумного маркетолога он превращается в обычного лжеца. Жадность заставляет его сожалеть о том, что открытые им подводные нефтяные месторождения не приносят ему дохода. И это только то, что мы видим на экране. Как следствие, однажды империя Кусто рушится. В один не самый лучший день своей жизни он обнаруживает себя погрязшим в долгах.
Конфликт с сыном — еще один гомеровский мотив, который использует Жером Салль. В роли Телемаха выступает сын Филипп (его играет восходящая звезда французского кинематографа Пьер Нинэ). Сначала он восстает проти