Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Театр переходного периода


Недавний всплеск общественной активности в театральной среде, связанный с обсуждением границ вмешательства государства в деятельность театров, чем бы он ни был вызван, только обозначил зыбкость русского театрального мира. Задуманный и сформированный в условиях тоталитарного государства как часть идеологической машины, театр, перешагнув из одной эпохи в другую, почти мгновенно осознал себя носителем либеральных ценностей. И настаивает при этом, чтобы условия, позволяющие ему решать экономические и творческие задачи, оставались неизменными и впредь. Основным мотивирующим фактором стал фестиваль «Золотая маска», сумевший резко повысить статус театра в социальной и даже в политической сфере. Фестивалю удалось вовлечь в художественный процесс, ориентированный во многом на ценности европейского театра, театры провинциальные и тем самым вызвать всплеск адреналина в огромном социально-культурном организме. «Пощечина общественному вкусу» стала одним из наиболее широко распространенных приемов, который в конце концов и спровоцировал конфликт между экономической и творческой реальностями, ощущаемый театральными деятелями как одна из форм цензуры.

Механизм этого конфликта описал Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра, выступая на круглом столе «Государственная политика в сфере культуры»: «Когда тебе говорят, даже еще не говорят, но уже намекают: “Вот это мы готовы профинансировать”, — государство проявляет таким образом некую позицию, некий вкус, некое желание. По сути дела, это госзаказ. Госзаказ имеет две стороны: его можно и принять, если ты понимаешь, для чего это нужно, но при этом ты не должен предать себя. Что если тебе этот госзаказ не нужен? Что если у тебя другой “госзаказ”, который идет из сердца или из головы, а этот госзаказ тебе не нужен? Тебе говорят: “А это вы сами — на частные деньги”. На какие частные деньги? У нас что, есть фонды? Меценаты? Так сейчас расставляются приоритеты. Чиновник считает, что так надо. Это его точка зрения: “Это будем финансировать, а это вы сами”. Как можно самим финансировать экспериментальное искусство?»

Сегодня театр существует как некая социальная экосистема, в которую вовлечены тысячи людей. И любое воздействие на эту среду: политическое или экономическое — напрямую отражается на их жизни. Театр сейчас нельзя просто так взять и реформировать. Русский театр, переживающий один из наивысших периодов своего расцвета, именно благодаря обстоятельствам своего возникновения (и благоприятным, и неблагоприятным) слишком большой и влиятельный общественный институт, чтобы его можно было изменить в одночасье. «Мертвые» театры, от которых все так хотят избавиться, мало того что невозможно вычислить — они такая же часть экосистемы, как и театры выдающиеся. В любом случае в первую очередь от театра и от тех, кто в нем сегодня работает, требуется осознание своей ответственности. Вот что сказал Валерий Фокин по этому поводу: «Мы, творческие люди, должны ощущать свою ответственность. Мы так часто говор