Эндрю Дэвис — опытнейший автор сценариев к экранизациям классических произведений. На его творческом счету сериалы «Гордость и предубеждение», «Ярмарка тщеславия», Холодный дом», «Крошка Доррит», «Разум и чувства». Среди его творческих достижений сценарий к сериалу BBC по роману Льва Толстого «Война и мир» (2016) и сценарий сериала «Карточный домик» (1990), который послужил основой для одноименного американского сериала. На международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№18 он стал одним из участников программы, подготовленной Британским советом. «Эксперт» поговорил с Эндрю Дэвисом о трудностях сценарного ремесла.
— Что представляет собой герой нашего времени?
— На мой взгляд, современный герой несколько запутался в тех обстоятельствах, в которых ему пришлось оказаться. Одно из моих произведений — роман «Особенности поведения», герой которого как раз озадачен тем, как ему жить дальше в современном мире.
— Он запутался в том, что такое хорошо и что такое плохо?
— Герой понимает, что такое хорошо и что такое плохо, но он испытывает сложности в общении с окружающими людьми. И сегодня, если мы посмотрим на Дональда Трампа, то увидим, что иметь убеждения недостаточно.
— Не кажется ли вам, что своими произведениями, в том числе такими, как «Карточный домик», вы подготовили для этого почву?
— Надеюсь, что нет. Я писал просто для удовольствия читателей. Например, Шекспир, когда писал «Ричарда III» и «Макбета», он ведь не задумывал их как инструкцию к действию. Скорее это было предостережение.
— Почему Фрэнк Андервуд, совершив преступление, восходит на очередную политическую вершину? Где наказание?
— Скорее всего, вы просто нее знаете, что в седьмом сезоне британской версии «Карточного домика» главный герой погибает, и это убийство организовано его женой.
— Почему мы симпатизируем Фрэнку Андервуду, как, впрочем, и Ричарду III? В чем природа притягательности отрицательных персонажей?
— Возможно, причина этого лежит в том, что они постоянно обращаются к зрителям. Таким образом они вовлекают его в свои размышления и поступки. А зрителям льстит, что такой могущественный человек делится с ними своими сокровенными мыслями и переживаниями и даже спрашивает их совета. Недавно меня попросили написать о китайской императрице Цу Си, которая была знаменита своей жестокостью, и в моих планах использовать тот же самый прием. Она, так же как Андервуд и Ричард III, будет обращаться к аудитории. Цу Си — мать последнего императора Китая Пу И, о котором снял фильм Бернардо Бертолуччи. Пу И часто был подвержен сомнениями, Цу Си же всегда знала, как ей поступить.
— Вы утверждаете, что объяснение героем мотивации своих поступков, порой ужасных, так легко могут нас с ними примирить?
— Да, это так. У зрителей, таким образом, появляется возможность оказаться на месте главной героини — безжалостной императрицы и прочувствовать, как она принимает решения.
— Что касается вас, когда вы писали главного героя «Карточного домика», вы его любили или хотели разоблачить?
— Н