Эдуард Артемьев — выдающийся русский композитор. Читайте по буквам: выдающийся. Нам повезло жить с ним в один исторический период. У него фантастическая фильмография: в ней больше 150 названий. Есть в том числе фильмы Тарковского: «Зеркало», «Сталкер», «Солярис». Он создал несомненные шедевры в песенном жанре: «Где же ты, мечта» и «Песню о корабле» на стихи Натальи Кончаловской. В теме дружбы из фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» запечатлена мечта целого поколения об идеальном мире. Братья Михалковы на протяжении едва ли не сорока лет неизменно выбирают его в качестве композитора для своих картин. Некоторые из них мы помним в том числе благодаря музыке, звучащей там. Это не просто иллюстрация — это полноценные музыкальные пьесы, имеющие право на самостоятельное существование. Эдуард Артемьев внес неоценимый вклад в развитие русской электронной музыки, проявляя в каждом из жанров, к которым обращается, невероятный талант и трудоспособность.
Но своим любимым детищем композитор всегда называл рок-оперу «Преступление и наказание» и неоднократно повторял в интервью, что именно она его главное послание «городу и миру».
И вот мы видим ее на сцене. Режиссером-постановщиком, что неудивительно, стал Андрей Кончаловский, который, помимо того что хорошо знает автора музыки, обладает обширным опытом сценической работы с музыкальными произведениями. Он наряду с Юрием Ряшенцевым еще и автор либретто, а значит, постановка на сцене Московского театра мюзикла — это и его высказывание. «Преступление и наказание» — произведение русской литературы, уступающее по популярности во всем мире разве что с «Анне Карениной» Льва Толстого. Мы можем лишь догадываться, как переживали авторы свалившуюся на них ответственность и за собственную репутацию, и за репутацию Достоевского, представленного в непривычном для его произведений музыкальном формате.
Редкий ныне жанр рок-оперы еще одно напоминание о том, что «Преступление и наказание» Артемьев задумал, вероятно, в семидесятые-восьмидесятые годы. Мы не знаем, почему она стала музыкальным долгостроем, но, несмотря на то что композитор ее многократно переписывал, структура, скорее всего, осталась такой, какой и была задумана изначально. Главные темы и партии созданы в жанрах арт-рока и фолк-музыки. Их конфликт и созвучие должны проявить всю гамму отношений русского народа с проживающей с ним на одной «жилплощади» интеллигенцией. Это две совершенно разные вселенные, которые не только по-разному звучат — они пересекаются в пространстве лишь в исключительных случаях, по самой чрезвычайной необходимости.
Андрей Кончаловский перенес действие оперы в девяностые годы, представив их карикатурно, что, впрочем, для рок-оперы вполне уместно. Сцену в «Преступлении и наказании» населяют торгаши, проститутки, новые русские и представители правоохранительных органов во всей полноте своей коррумпированности. Если смотреть рок-оперу глазами человека, ничего не знающего о том, что написал Достоевский, а только что-то слы