Лучшим хореографом по версии Международного балетного приза Benois de la Danse в этом году стала Кристал Пайт (балет Парижской оперы). В номинации «Лучшая танцовщица» Приз Бенуа достался Марии Рикетто (Национальный балет Уругвая) и Людмиле Пальеро (балет Парижской национальной оперы). Лучшие танцовщики — Уго Маршан (балет Парижской национальной оперы) и Денис Родькин (Большой театр России). Почетный приз «За жизнь в искусстве» получила балерина и актриса Марсия Хайде. С первого дня существования Benois de la Danse, которому в этом году исполнилось четверть века, его художественным руководителем является Юрий Григорович. Он же — председатель жюри. В этом году в его состав вошла прима-балерина «Ла Скала» и Большого театра Светлана Захарова, которая согласилась ответить на вопросы «Эксперта».
— Можно ли премию Benois de la danse сравнивать с кинематографическим «Оскаром»?
— Когда я доросла до того уровня, когда меня начали выдвигать на эту премию, первое, что влетело в мой слух, — это балетный «Оскар». Войдя в этом году в состав жюри, я оказалась среди великих исполнителей, я не имею в виду себя. Я не могу сказать про жюри, что оно суровое, но оно справедливое и очень свободное.
— Какие еще центры балетного искусства помимо общепринятых, включая Большой театр, вы для себя открыли в этом году на Benois de la Danse?
— Уругвай. Танцовщица Мария Ричетто из Национального балета Уругвая стала для меня большой неожиданностью. Все остальные театры я прекрасно знаю. Я в них неоднократно выступала и знакома со многими артистами.
— Какие мировые балетные сцены для вас наиболее значимы?
— Есть несколько сцен, которые были и остаются для меня очень важными. Это Большой театр, Мариинский и Гранд-опера, куда я впервые попала как приглашенная звезда. Возглавлявшая ее Брижит Лефевр очень сильно повлияла на мою творческую судьбу, пригласив меня — тогда еще совсем юную балерину. Я станцевала там «Баядерку», и после этого выступления моя мировая карьера стала очень быстро развиваться. Меня стали приглашать в разные города, в разные страны, в лучшие театры мира. Но Гранд-опера мне по-прежнему очень дорог, и я очень благодарна Брижит. Она меня полюбила. Я приезжала в Гранд-опера на протяжении многих лет и танцевала там. По-моему, я стала первой русской балериной после Нуриева, которую пригласил этот театр к себе на гастроли. Не могу не сказать о «Ла Скала» — я очень люблю этот театр. Люблю выступать в Венской опере.
— Постоянная смена сцен осложняет жизнь или, наоборот, обогащает?
— Гастроли меня только обогащают. Приезжая в разные страны и города, я только набираюсь там опыта. Я все время чему-то учусь. Для меня очень важно выступать по всему миру. И в «Ла Скала», и в Большом я знаю свой репертуар надолго вперед и могу планировать свои выступления так, чтобы и миланская, и московская публика могла меня видеть в равной степени.
— Когда вы танцуете, вы чувствуете разницу между публикой этих двух городов?
— Я только сейчас вернулась из «Ла Скала», где танцевала премьеру —