Кармин Гало, тренер по ораторскому мастерству, журналист, работающий с руководителями и топ-менеджментом таких компаний, как Intel, Chevron, Coca-Cola, написал книгу «Презентация в стиле TED». Technology Entertainment Design («Технологии, развлечения, дизайн») — частный некоммерческий фонд в США, представляющий собой площадку для презентации уникальных идей, а видео с его презентациями доступны в интернете. В книге речь идет не о фонде, а о способе подачи информации, который применяется TED и который Кармин Гало считает наиболее эффективным. Книги Дейла Карнеги «Искусство публичных выступлений» 1915 года, «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров» 1931 года и «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» 1956 года, безусловно, остаются одними из лучших в своей области. Кармин Гало не только не опровергает Карнеги, а напротив, охотно на него ссылается, считая высказанные в его книгах идеи ключевыми. Но мир за последние пятьдесят лет очень сильно изменился, изменился и человек, его восприятие окружающего мира. «Клиповое мышление» — это данность, с которой приходится иметь дело современному оратору. Не стоит на месте и наука: когнитивная нейробиология, изучающая связь активности головного мозга с познавательными процессами, подарила нам возможность безошибочно определять, что по-настоящему способно привлечь внимание слушателя.
Длительность вашего выступления, по мнению автора, не должна превышать восемнадцати минут. Для многих такой формат выступления кажется слишком сжатым, кажется, что невозможно успеть все объяснить за столь короткое время. Но если вы расскажете все, что хотели, а вас давно перестали внимательно слушать еще полчаса назад, вы потратите время зря. Автор приводит пример, когда академическому ученому удалось упаковать историю Земли в формат TED-выступления. И даже, хотя это и кажется невероятным, автор утверждает, что во время конференции в Бейкерсфилде бывшему генсеку ЦК КПСС Михаилу Горбачеву удалось уложить свое выступление в двадцать минут.
Привлечь внимание слушателя не такая простая задача, как может показаться. Ни обилие расчетов, доказывающих, что ваш проект самый рентабельный, ни огромное количество картинок и графиков не гарантируют даже простого внимания к вашему выступлению. Внимание аудитории надо завоевать и удерживать собственной эмоциональностью и заинтересованностью в предмете презентации. Исследования показывают, что самые искушенные инвесторы зачастую меньше реагируют на математические расчеты будущей прибыли, чем на эмоции человека, предлагающего им новый бизнес-план. Даже если вы искренне верите в то, что говорите, отсутствие опыта публичных выступлений и теоретических знаний могут сыграть с вами злую шутку. Волнение и неумение правильно себя вести: темп речи, жесты, которые вы используете, эмоциональная окраска выступления — все это даст подсознательный сигнал слушателю, что вам нельзя доверять, и презентация будет безнадежно испорчена.
Умение сделать свою идею особ