Специально посаженные цветы не зацвели,
А дико растущие ивы
Разрослись в большие тенистые деревья
Китайская пословица
Как бы ни относиться к Китаю, феномен возрождения его экономической, а вслед за ней технологической и политической мощи в последние четыре десятилетия — исторически ничтожный срок — не может не приковывать внимания самой широкой публики.
Наиболее популярная трактовка этого феномена незамысловата: мудрые китайские руководители сумели эволюционно перевести административно-командную экономику на рыночные рельсы, избежав расшатывания идеологических устоев общества.
На другом полюсе мы имеем фундаментальную социоэкономическую трактовку, наиболее выпукло воплощенную в книге Джованни Арриги «Адам Смит в Пекине», в соответствии с которой мы наблюдаем естественный процесс возвращения Китаем своей роли в истории цивилизации, лишь случайно утраченной на два с половиной столетия. Возвращения, что примечательно, на собственной ценностной и мировоззренческой основе, использующего капиталистические инструменты лишь в качестве приводных ремней развития.
Однако обе трактовки игнорируют рутину перехода. Каким образом удалось шаг за шагом превратить отсталую, бедную, искалеченную репрессиями и бесконечными самодурскими экспериментами Мао Цзэдуна страну в динамичного, амбициозного, окрыленного успехами и собственной мощью мирового игрока? Ценность рецензируемой книги в том, что она внимательно рассматривает будни китайского экономического чуда.
Несколько слов об авторах. Один из них, Рональд Коуз, не нуждается в представлениях. Человек-легенда в экономической науке, совершивший прорывные открытия в теории фирмы и ряде других областей институциональной теории, лауреат Нобелевской премии. В период работы над книгой Коуз отметил свое столетие, поэтому нетрудно догадаться, что основным добытчиком фактуры, в том числе из массы не слишком известных китаеязычных источников, был его молодой соавтор, выпускник Чикагского университета Нин Ван (Ning Wang). Сплав молодости и опыта дал отличный результат: книга удостоена престижных международной и китайской премий, а продажи ее в Китае в первый же год после выхода превысили 100 тыс. экземпляров.
В 2013-м, через год после выхода книги в свет, Коуза не стало, и Нин Ван значительную часть времени посвятил работе с наследством своего великого коллеги. Под руководством Вана Юридическая школа Чикагского университета выпустила два тематических собрания работ Коуза, а в 2014 году Нин Ван основал журнал «Человек и экономика», воплотив в жизнь мечту своего учителя, и возглавил его редакцию.
Сразу предуведомим читателей: перед нами не легкая публицистика, а полноценная исследовательская монография. Анализ авторов не только и даже не столько узко экономический. Периметр изучения охватывает массу политических, социологических, идеологических и культурных факторов. Собственно, это и есть настоящий экономический анализ, в его первозданном виде, не выхолощенный модельной economics.
Впрочем, содержание книги не сводится к нар