Мы живем в мире исчезающих возможностей и в некотором смысле возвращаемся в доиндустриальную, классовую эпоху. С каждым днем страна, место рождения и статус родителей все больше определяют ход всей жизни: ваши доходы, связи, здоровье, смерть. Вы либо получаете «бонус за гражданство», если родились в развитой стране, либо платите «налог на гражданство», если вам не повезло родиться в государстве третьего мира, поскольку разница в качестве жизни будет принципиальной. Место рождения определяет до двух третей дохода всей жизни, тогда как еще сто лет назад «удачно родиться» означало родиться в группе с высоким доходом и не важно где — хоть в России, хоть в Китае.
Но не все так просто и у «золотого миллиарда». В развитых западных странах исчезают социальные лифты и расширяется пропасть между богатой верхушкой и трудовыми низами. Хороший доход зависит от хорошей работы, работа зависит от хорошего образования, образование — от хорошей школы, хорошая школа — от достатка и сообразительности родителей, и так по кругу. Богатство вновь становится привилегией от рождения, поскольку переходит по наследству. Больше никакой американской мечты. Миром правит плутократия, и она не заинтересована в иной парадигме развития.
Бранко Миланович в книге «Глобальное неравенство» и пугает, и обнадеживает. Эта насыщенная данными энциклопедия неравенства в мире от начала промышленной революции и до наших дней представляет не только интересный анализ уникальной статистики (понятный, впрочем, и дилетанту в экономике), но и предсказывает некоторые тренды ближайшего будущего.
Миланович расширяет и дополняет гипотезу нобелевского лауреата Саймона Кузнеца, которая гласит, что по мере того, как страны переживают процесс индустриализации и доходы в них растут, неравенство сначала растет, а потом снижается. Но как объяснить новый скачок неравенства в богатых западных странах последних десятилетий? Миланович считает, что для последних пяти столетий истории характерны волны Кузнеца, то есть периоды повышения и понижения неравенства, и перечисляет факторы, которые на них влияют.
Возьмем для примера технически развитые страны с растущими средними доходами. Первая волна Кузнеца охватывает период от начала промышленной революции до 1980-х годов: неравенство растет вплоть до начала XX века, а потом плавно снижается. Вторая волна начинается с периодом глобализации и вновь характеризуется ростом неравенства. Обе волны становятся следствием технических инноваций, замещения труда капиталом и переходом рабочей силы из одного сектора в другой (сначала из сельского хозяйства в промышленность, затем из промышленности в сектор услуг). Есть и другие факторы. Скажем, разрушительные войны, усиление и деградация профсоюзного движения, популярность и забвение коммунистического проекта и левых партий и так далее. Почему, несмотря на рост доходов и теорию Кузнеца, неравенство в развитых странах растет последние три десятилетия? Миланович выделяет три группы факторов: технологическая революция, глобализация