В каком-то смысле это наш ответ американской сериальной и киноиндустрии, где русские шпионы все чаще становятся основными персонажами. К формированию их образа в прошлом году приложил руку сам Стивен Спилберг, сняв фильм «Шпионский мост», в котором рассказал историю советского разведчика Рудольфа Абеля с нескрываемой к нему симпатией, что сыграло немаловажную роль в том, что актер Марк Райлэнс, сыгравший эту роль, получил за нее в прошлом году премию «Оскар». Не менее великолепен был Арми Хаммер в роли советского разведчика Ильи Курякина в фильме Гая Ричи «Агенты А.Н.К.Л.» (его действие, как и «Шпионского моста», приходится на начало шестидесятых), этого исключительно выдуманного персонажа, почти неотразимо обаятельного и сексуального.
Но главная сила, которая заставила всех любить агентов КГБ, это, конечно, не знающая страха и владеющая всеми видами единоборств Наташа Романофф, одна из супергероев киновселенной Marvel в исполнении неотразимой Скарлетт Йоханссон. Эти три персонажа внесли неоценимый вклад в формирование положительного образа советского разведчика в глазах мирового сообщества.
Основной же референс, на который ориентировались создатели «Спящих», — это, скорее всего, сериал «Американцы», в котором агенты КГБ действуют в начале восьмидесятых. Канал Fox выпустил уже пять сезонов этого сериала, планируется шестой, который должен стать заключительным. И, что удивительно, его персонажам, тем самым агентам КГБ, мы скорее сочувствуем, чем ненавидим их, — не в силу каких-то особенных причин, а в силу того, как эти персонажи выстроены. Они — главные герои по законам зрительского кино, как бы ни были они плохи, мы им сочувствуем, а по отношению к тем, кто становится их жертвами, мы испытываем скорее негативные эмоции, и всё потому, что это сериал именно так спрограммирован его создателями. Попытка пересадить подобную концепцию сложного героя на отечественную почву, что произошло в русской версии сериала «Родина», которую сделал Павел Лунгин, окончилась неудачей. История, придуманная израильскими сценаристами и продюсерами Гидеоном Раффом, Говардом Гордоном и Алексом Гансой, была с блеском пересажена на американскую почву и работает до сих пор: вышло уже шесть сезонов этого сериала, они были осыпаны всевозможными призами, запланирован седьмой. А вот в России это не пошло — получилось как-то неубедительно.
В «Спящих» таких шекспировских героев нет. В них мы видим возвращение к традиционной для советского кино концепции противостояния своих и чужих среди своих. Есть положительный герой, которого играет почти идеально подходящий для подобного рода персонажей актер Игорь Петренко, и есть американцы с их вечными происками. Персонаж Игоря Петренко давно не был на родине. Здесь угадывается отсылка к американскому сериалу «Родина», где главный герой возвращается домой после долгого отсутствия. И если американец к тому времени уже завербован арабскими радикалами, то наш герой во время пребывания на арабской стороне остался чист и непорочен, более того,