Еще в марте этого года «Стейдж Энтертейнмент Россия» — на тот момент главный поставщик мюзиклов на московский рынок театральных развлечений — неожиданно заявила, что «в новых предлагаемых обстоятельствах компания решила временно сосредоточить творческие и финансовые ресурсы на одной постановке в Московском дворце молодежи». В «России» «Стейдж» поставила и демонстрировала сезон за сезоном в режиме ежедневного проката мюзиклы «Русалочка», «Чикаго», «Красавица и Чудовище», «Поющие под дождем» и «Золушка». Казалось, что так будет всегда. Но возникли те самые «предлагаемые обстоятельства» — какие именно, можно только догадываться. Первое, что стоит предположить, — изменившийся курс доллара, который не мог не сказаться на доходности мюзиклов, и, вероятно, она перестала устраивать западных акционеров «Стейдж», прежде всего ее основателя — голландца Йопа ван ден Энде. И если до какого-то момента феноменальная популярность «Призрака оперы», скорее всего, сглаживала негативное воздействие экономических неурядиц (сборы мюзикла достигли рекордных для российской индустрии развлечений двух миллиардов рублей), то успеха последующих за ним постановок — «Золушки» и «Бала вампиров» — оказалось недостаточно.
Московский театр мюзикла появился в тот же самый год, когда «Стейдж» обосновалась в центре Москвы. Их основной локацией стал ДК имени Горбунова. За пределами Садового кольца театр поставил шесть мюзиклов: «Времена не выбирают», «Растратчики», «Жизнь прекрасна!», «Все о Золушке», «Преступление и наказание» и «Принцесса цирка». В отличие от «Стейдж», имеющей возможность выбирать для постановки уже наилучшим образом зарекомендовавшие себя на Бродвее и в Вест-Энде проекты, Московский театр мюзикла (МТМ) представлял зрителю оригинальные спектакли, которые можно было увидеть только на его сцене и больше нигде. При этом постановщики МТМ равнялись на стандарты, заданные «Стейдж», понимая: сюда приходит зритель, чье сознание уже прокручено через «машину» западных мюзиклов, то есть с четким представлением о том, как должен выглядеть современный музыкальный театр. Глава «Стейдж Энтертейнмент» Дмитрий Богачев в интервью журналу «Эксперт» в начале этого года указывал на очевидные преимущества коммерческого театра без постоянной труппы, работающего в режиме ежедневного проката: они могут работать именно с теми артистами, которые подходят для той или иной роли. Кроме того, только у них звук настроен идеальным образом — просто потому, что они это делают долго, тщательно и один раз.
Но в прошлом году МТМ совершил настоящий прорыв, поставив свой шедевр, которым и открыл сезон в «России». Для этого театру пришлось обратиться к творчеству Имре Кальмана почти столетней давности, взяв за основу не первоначальное либретто (в нем действие происходит в России, где под маской Мистера Икс скрывается человек по имени Федор Палинский), а его русскую киноверсию 1958 года. Там он фигурирует под именем Этьена Вердье в каноническом исполнении Георга Отса. Один из исполнителей в новейшей верси