Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Совершенная музыка


Если у кого-то из современных композиторов и есть прямой доступ к ангелам, то это, скорее всего, Владимир Мартынов. Можно легко себе представить, как он набирает на сотовом телефоне только одному ему известный номер, а когда связь устанавливается, даже ничего не надо говорить: кто-то просто напевает ему какие-то мелодии, и композитору остается только запомнить их, записать нотами, а больше от него ничего не требуется. Именно так рождается самая совершенная музыка на свете. В данном случае дело не столько в необычайном мастерстве композитора, хотя и оно, конечно же, необходимо, сколько в особом строе души, дозволяющем впустить внутрь музыку ангелов и не исказить ее.

Владимир Мартынов — идеальная кандидатура для подобного рода контактов. Он прошел путь, традиционный для советского композитора и пролегавший между почти тайным сочинением экспериментальной музыки и официальной работой по созданию саундтреков для кино и мультфильмов. Но в отличие от всех остальных Мартынов еще в конце восьмидесятых встал на путь изучения духовной музыки настолько серьезно, насколько это вообще возможно. Он продолжает работать в кино, но основной его деятельностью становится постижение русской духовной музыки. Создание оперы «Упражнения и танцы Гвидо» приходится как раз на завершение периода деятельности в духовной академии Троице-Сергиевой лавры. На тот момент за плечами композитора почти двадцать лет сосредоточенной медитации на духовную музыку.

Главный герой его оперы монах Гвидо д’Ареццо — музыкальный новатор XI века, совершивший революцию в записи музыки и создавший систему, которая действует до сих пор. Как следует из его авторского комментария к «Упражнениям и танцам Гвидо», тот, введя в музыку письменную традицию, «превратил шесть ступеней, ведущих к Богу, в шесть ступеней звукоряда, поднимаясь по которым композиторы переходят от одних оперных красот к другим, но эти ступени уже не могут привести душу к Богу. Они приводят к рок-революции, в результате которой от пути, ведущего к Богу, остается только воспоминание».

Напоминая о том, как все начиналось, Мартынов пытается вернуть нас к истокам, одновременно проводя по пути, который музыка прошла за эту тысячу лет. Сначала мы слышим строгий мужской хор, исполняющий строгие песнопения, которые более всего уместны в храме. По воле режиссера-постановщика Георгия Исаакяна в этот момент мы видим монаха Гвидо занятым повседневными делами. И вот его словно посещает видение, его охватывает жажда вывести музыку из храма и донести до обычных людей. В этот момент в сценическом пространстве совершается символическое действие: зрителям спектакля протягиваются нити, которые должны связать их с горним миром, и это есть замысел Гвидо, его благие намерения. Но мы видим и последствия революции Гвидо: музыка, звучащая со сцены, становится все мелодичнее, в ее ткани все большее пространство занимают два меццо-сопрано и тенор, а ближе к финалу музыка и вовсе приобретает резкие черты, столь свойственные рок-музыке.

Главный герой пребывае