Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Театр эпохи постгуманизма


Для Валерия Фокина, который спектаклем «Швейк. Возвращение» отмечает пятидесятилетие творческой деятельности, это еще одно антивоенное высказывание. В 2016 году он поставил спектакль по фантастической повести своего сына Кирилла Фокина «Сегодня. 2016», в котором по сюжету инсценировки политическим лидерам США, Германии и России предоставляется возможность избавить мир от ядерной угрозы, а те ее отвергают. Этим спектаклем Валерий Фокин совершил режиссерский жест отчаяния — и тем самым признал, что мир, где мы живем, по-прежнему, как и во времена холодной войны, висит на волоске, только мы перестали обращать на это внимание. Наша планета начинена взрывчаткой и может разлететься на мелкие кусочки в любой момент, но мы уже привыкли к этой мысли и устали испытывать страх, когда-то заставлявший людей и в Старом, и в Новом Свете рыть персональные бомбоубежища. «Сегодня. 2016» до сих пор звучал как глас вопиющего в пустыне. Теперь ему вторит «Швейк. Возвращение».

Роман Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» — классическое антивоенное произведение, которое было канонизировано в этом статусе еще в первой половине XX века. Обращаясь к нему, Валерий Фокин лишний раз подчеркивает однозначность своего авторского высказывания. Он трактует «Швейка» именно таким, каким тот был задуман автором. Механизм, запускающий и поддерживающий военные действия, в которых сталкиваются и взаимоуничтожаются миллионы людей, зрителю показан с точки зрения человека, наделенного способностью воспринимать мир непосредственно — вне идеологических клише. Он видит его не автоматически, а будто в первый раз. Степан Балакшин играет Швейка как огромного ребенка, с уст которого не сходит улыбка. Мир для него всегда повод для счастья, где бы он ни находился: в пивной или на передовой. В финале он идет со знаменем в атаку и погибает. Но еще в самом начале спектакля Фокин воскрешает своего героя — тот снисходит в сценическую реальность почти в буквальном смысле слова с небес. С этого момента мы знаем, что все известия о его смерти — ложные.

Роман Гашека написан по следам Первой мировой войны, когда человечество еще было способно испытывать ужас от того, что с ним происходит. Одним из самых ярких образов — символов расчеловечивания стал солдат в противогазе, запечатленный в экспрессионистской манере художником Отто Диксом. Происходящее на сцене раз за разом отсылает нас к его работам. Из творчества Дикса Валерий Фокин словно черпает силу, которая должна шокировать зрителя. Снова и снова художественный руководитель Александринского театра проводит для него сеанс остранения реальности. Он предлагает зрителям не только услышать правду о насилии из уст Швейка, но и самим увидеть его. Кадры откровенных человеческих убийств — часть визуального ряда, сопровождающего сценическое действие. Мы больше не можем отгораживаться от того факта, что насильственная смерть стала нормой жизни современного человечества и оно готово даже оправдывать ее необходимость.

На сцене реа