Сериал «Фауда» — первый из израильских сериалов, получивший мировое признание в своем первозданном виде. Премьера первого сезона «Фауды» состоялась в 2015 году, а уже в 2016-м права на его показ купил Netflix. Международная премьера второго сезона состоялась в этом году в конце мая. В России, как и во всем остальном мире, сериал легально доступен на смеси арабского языка и иврита с англоязычными субтитрами.
До сих пор мировая слава к израильским создателям сериалов приходила опосредованно — после того, как успеха добивались адаптации созданных ими историй. Это произошло с Гидеоном Раффом, который придумал сериал «Военнопленные», и с Хагаем Леви — создателем сериала «Пациенты». Но как бы ни были масштабны достижения американских версий (сериалу «Родина» удалось достичь феноменального успеха: в 2012 году по версии «Эмми» он был признан лучшим драматическим сериалом), это в первую очередь успех американской сериальной индустрии и только во вторую — израильтян.
Первое, что выделяет израильские сериалы среди всех остальных, —предопределенная скромными масштабами местной телевизионной индустрии малобюджетность. Сериал Хагая Леви «Пациенты» в этом отношении образцовый: количество декораций в нем сведено к минимуму. Основное действие протекает в кабинете психотерапевта, где мы день за днем наблюдаем за тем, как он ведет прием, а потом перемещаемся в другой кабинет, где психотерапевт сам оказывается пациентом. В России он был адаптирован под названием «Без свидетелей» с Ксенией Кутеповой в главной роли. Российская адаптация продержалась два сезона по 45 эпизодов. В американской версии, производством которой занимался канал HBO, всего лишь на 16 эпизодов больше. Сериал «Пациенты» стал звездным для американского актера Гэбриэла Бирна, получившего за исполнение главной роли «Золотой глобус» как лучший исполнитель главной роли в драматическом сериале. Хагай Леви был призван в Голливуд и отметился в создании еще одного сериального хита HBO — «Любовники».
Пока создатель «Военнопленных», а затем и один из авторов сценария «Родины» Гидеон Рафф учился снимать сначала в Израиле, а потом в США, Ави Иссахаров и Лайор Раз шли в кинематограф намного более извилистым путем. Оба служили в израильских спецподразделениях. Раз успел побывать в роли телохранителя Арнольда Шварценеггера, а Иссахаров работал военным репортером и писал об арабо-израильском конфликте. Скорее всего, именно этот опыт и позволил им привнести в сериал ощущение достоверности происходящих на экране событий.
«Фауда» демонстрирует зрителям всего мира, что представляет собой арабо-израильский конфликт в его нынешней фазе. В нем нет прямых столкновений между военными. Это тайная война, позволяющая и палестинцам, и израильтянам, которые не вовлечены в нее напрямую, легко забыть о происходящем вокруг них и наслаждаться мирной жизнью, наблюдая по телевизору за тем, что творится на соседней, враждебно настроенной территории.
В «Фауде» почти каждая серия заканчивается эффектным, насыщенным действием эпизодом.