Пелевин использует в новом романе два параллельных сюжета, точнее, сюжет, который раздваивается в самом начале, а потом опять сходится в самом конце. Речь идет о мужчине и женщине, которые неминуемо должны обрести друг друга, но мужчине для этого приходится пройти через серию мистических состояний, а женщина ради новой встречи проходит через инициацию и становится в метафорическом смысле ящерицей, обладающей силой менять реальность по своему усмотрению. Построение женской сюжетной линии весьма характерное для Пелевина. Редкий его роман обходится без инициации, в ходе которой обыватель обретает мистическую силу, становится в прямом смысле слова сверхчеловеком. Но, как правило, до сих пор в романах Пелевина через этот ритуал проходила мужская особь. В «Тайных видах на гору Фудзи» через мистическую процедуру проходит женщина и таким образом выходит на новый уровень бытия. С мужчинами все наоборот: вместо того чтобы возвыситься над обыденной реальностью, а такой шанс им дается, они предпринимают усилия ради того, чтобы вернуться в сансару — в прекрасный и яростный материальный мир.
Пелевин описывают гендерную эволюцию такой, какой она предстает в медиа, а те, в свою очередь, транслируют ее в общественное сознание. Мужчины если и тяготятся всем тем, что их окружает, то им просто не хватает смелости для того, чтобы прорваться в новую реальность, и даже если их завлекают туда обманом и они прельщаются тем, что они получают, как только от них требуется предпринять усилия, чтобы двигаться дальше, они идут на попятную. Это мы считываем в попытках главных героев совершить духовную революцию под наставничеством буддийских монахов, ради того чтобы получить нечто, что они до сих пор не могли пережить. И оказываются в ловушке. Мир, который они увидели после многодневного мистического путешествия, предстал перед ними той стороной, которую они совсем не ожидали увидеть. Им стало казаться, что не существует не только он, но они и сами. В то время как женщине — еще одной главной героине — мистический опыт принес знание о том, что именно она в числе прародительниц этого мира и потому может, слегка потренировавшись, им управлять.
Пелевин интерпретирует движение, опознавательным знаком которого стал хэштег #Metoo как восстание женщин против патриархата. В писательском воображении они собираются вернуть общество к тому состоянию, в котором оно пребывало десять тысяч лет назад, а именно под властью женщин. Одна из героинь мотивирует движение против власти мужчин необходимостью восстановить мировую гармонию. Власть реализуется в том числе в навязанных женщинам противоестественных моделях поведения: «В естественной среде самцы везде и всегда украшают себя, чтобы понравиться самке. Самка подобным себя не утруждает. Мелкие исключения лишь подчеркивают правило. Но у человека это великий древний канон перевернут с ног на голову. Женщина не только продолжает род — патриархия принуждает ее вдобавок взять на себя эстетическую функцию самца, освобождая последнего от любых биологи