После творческой революции 1980-х и культурного вакуума 1990-х китайский кинематограф перестал быть «вещью в себе», ориентированной на любителей авторского кино или западных кинокритиков, и вернулся к роли главного инструмента пропаганды Коммунистической партии Китая (КПК). Коммерческая киноиндустрия быстро «подружилась» с китайскими властями и приступила к выполнению указанных ей задач: развлекать, воспитывать и разъяснять политику партии. В стране началась масштабная культурная реформа, которая к 2020 году должна создать глобальный «китаецентричный» рынок искусства и развлечений. Ощущение скорого мирового лидерства в сфере кино и открывшиеся возможности собственного кинорынка уже сейчас позволяют Китаю играть с импортными квотами, ограничивать доходы артистов и успешно транслировать позитивный образ китайской идеологии за рубежом.
Охота на поднебесных нимф
Летом 2018 года внезапно исчезла самая высокооплачиваемая актриса Китая Фань Бинбин: сначала она перестала появляться на публике, а 23 июля замолчали ее аккаунты в социальных сетях. Таинственное исчезновение актрисы быстро связали с майским скандалом: тогда телеведущий и продюсер Цуй Юнюань разоблачил так называемые контракты инь-ян. Это схема, когда между актерами и студиями заключается два договора: один — для отчета перед налоговыми службами, другой — с реальной суммой. Многие звезды Поднебесной надеялись таким образом заработать больше установленного в 2017 году зарплатного максимума, и Фань не была исключением. В результате она оказалась в «инквизиторском» списке властей, куда угодили порядка двух сотен нечестных артистов.
Судьба Фань Бинбин стала известна в начале октября, после того как «Синьхуа», информационное агентство правительства КНР, подтвердило факт мошенничества. Речь идет о контракте на съемки в фильме Cell Phone 2 режиссера Фэн Сяогана. В налоговую инспекцию был отправлен контракт на десять миллионов юаней (1,6 млн долларов), тогда как в реальности актриса получила 50 млн юаней (7,8 млн долларов). После скандала акции одной из крупнейших китайских компаний Huayi Brothers Media, с которой работала Фань, упали на 38%, а продюсеры и агент актрисы были привлечены к уголовной ответственности. Самой Фань Бинбин предстоит выплатить штраф в размере от 70 млн до 130 млн долларов.
Более того, скандал заметно ударил по ее социальному рейтингу, который в последнее время приобретает в Китае особое значение. В подготовленном Академией общественных наук КНР рейтинге социальной ответственности ста звезд телевидения и кино Фань Бинбин, несмотря на участие в благотворительных акциях и прежнюю высокую репутацию, заняла последнее место. Примечательно, что на первом месте в рейтинге оказался исполнитель главной роли в социальной трагикомедии «Умереть, чтобы выжить» (Dying to Survive, китайское название — «Я не бог фармацевтики») Сюй Чжэн, набравший 78 баллов. Согласно выводам составителей рейтинга, его герой, занимающийся контрабандой лекарств из Индии для больных раком с целью их последующе