Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Фотограф Александр Гусов: «Когда у вас есть только 36 кадров, вы работаете как снайпер»


— Знаю, что вы не любите, когда вас называют Александром. Как к вам обращаться?

— Саша.

— Хорошо. Саша, что нужно, чтобы вы приехали в Россию?

— Да ничего. У меня два паспорта — российский и английский, никаких специальных приглашений мне не нужно. Сейчас я делаю третий фильм с Андреем Кончаловским — я фотографировал на съемках «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына», «Греха» про Микеланджело. Теперь работаю на съемках нового фильма о рабочих из Новочеркасска, действие происходит в 1962 году. Я же закулисный человек — сцена как таковая меня не интересует. Все самое интересное происходит за кулисами — и театра, и кино, и даже аукционов Sotheby’s и Christie’s. Мне интересна магия, которой не видит обычный зритель.

— Печатные СМИ переживают кризис уже не первый год. Вам важно, чтобы ваши снимки были именно напечатаны?

Фотограф Александр Гусов: «Когда у вас есть только 36 кадров, вы работаете как снайпер»
Александр Гусов/gusov.com

— Конечно! Если фото не напечатано, оно не существует: важно, чтобы фотография была напечатана и выставлена. Инстаграм нельзя воспринимать серьезно. Но я давно понял, куда все движется, и давно не работаю на печатные и глянцевые СМИ — делаю книжные проекты. Выпустил уже пятнадцать книг. Хотя работал много на кого: ездил в Африку и в Индию для Conde Nast, снимал портреты известных людей для Vogue. Меня интересует несколько иной кризис: мы просто тонем в имиджах, но при этом не всякий имидж становится образом. Вокруг миллиарды изображений, каждый считает себя поэтом и писателем — это прекрасное время для бездарей. Раньше, чтобы издать книгу, приходилось проходить некую селекцию, это требовало гораздо больших усилий, чем сейчас…

— Но при этом интернет и, в частности, Инстаграм дают возможность заявить о себе.

— Может быть. Но я считаю так, как считаю. Я до сих пор снимаю на черно-белую пленку. Конечно, у меня есть цифровой фотоаппарат, но все основные работы я делаю на пленку и аналоговую камеру. Если вы лишаете себя процесса в лаборатории и сразу же можете посмотреть то, что сняли, вы превращаетесь в робота. Сделал кадр, посмотрел, сделал кадр, посмотрел — это невозможно! Так вы не концентрируетесь на самой съемке. Когда же у вас есть только 36 кадров, вы работаете как снайпер, как охотник. И только потом можете в лаборатории закричать от восторга или схватиться за голову. Все творчество вот в этом. В пленке 36 кадров, и каждый из них — ваша пуля. Если вы промахнулись, фотошоп вас не спасет.

Фотограф Александр Гусов: «Когда у вас есть только 36 кадров, вы работаете как снайпер»
Александр Гусов/gusov.com
Фотограф Александр Гусов: «Когда у вас есть только 36 кадров, вы работаете как снайпер»
Александр Гусов/gusov.com

— Известна история начала вашей карьеры — когда вы переехали в Лондон и соврали, что вы известный фотограф. Сняли гастроли Большого театра и проснулись знаменитым.

— О да, переехал я с десятью долларами в кармане. Однажды Telegraph Reporter сделал со мной большое интервью, и я вспомнил, что фотографировать и врать научился в одно время, в Таганроге, когда мне было десять лет. Мой дядя Валерий был известным фотографом. Он брал меня к себе в лабораторию и платил за каждую проявленную пленку по рублю. Я проявлял, а он шел гулять с девушками. И когда звонила моя тетя, я отвечал, что дядя не может взять трубку — а то пленка будет засвечена. Так я покрывал дядю и учился фотографии. В Англию я уехал в 1989 году, а Большой и Григорович приехали на гастроли в 1992-м. С горем пополам я получил разрешение на съемку — приврал, что я знаменитый русский фотограф в эмиграции. Так началась наша взаимная любовь с Большим театром. В The British Journal of Photography я пришел с письмом от Григоровича — он писал, что лучше Гусова никто не снимал Большой. Сразу решили напечатать разворот и обложку. Так стартовала моя карьера фотографа.

В 2015 году издали первую книгу о Большом, которую спонсировал Абрамович. В 2017-м ее переиздали на английском.

— У вас есть съемка, которая не случилась и вы об этом сожалеете?

— Не случившаяся съемка у меня случилась: я мечтал вернуться в прошлое и снять Пазолини, настолько меня в свое время поразил его фильм «Евангелие от Матфея». Я осознавал всю неосуществимость этой мечты, и тем удивительнее было окунуться в атмосферу Ренессанса на съемках у Кончаловского. Но самое интересное, что актер, который играл Микеланджело, Альберто Тестоне, сыграл и Пазолини (в фильме «Пазолини, скрытые истины». — «РР»).

— А сегодня у вас есть кадр мечты?

— Есть такая фраза: бойтесь сбывшихся мечтаний, им на смену приходят новые. Так что не могу ответить на этот вопрос — завтра может появиться другая мечта. Люди рвутся на край света, в Новую Гвинею, в Сирию, фотографировать войну. А фотографировать же можно в любом месте. Если вы сконцентрируетесь, то непременно сможете увидеть в обыденном что-то необычное. Поэтому я так люблю просто бродить с камерой и снимать. Моя главная работа — видеть.