В прошлом году общий тираж книг британской детской писательницы Холли Вебб в России превысил 1,2 млн экземпляров. Это позволило ей почти на 150 тыс. обойти Дарью Донцову, на протяжении многих лет царившую на отечественном книжном рынке. Еще в 2017 году у Донцовой было 1,3 млн экземпляров, а у Вебб — все те же 1,2 млн. В 2016-м у первой было чуть больше: 1,308 млн, тогда как у второй — «всего» 595 тыс. А в 2014 году Холли Вебб не входила даже в двадцатку самых издаваемых в России детских писателей. Сегодня по тиражам она превосходит как ныне живущих детских писателей (выше тиражи только у Корнея Чуковского), так и среди взрослых.
Холли Вебб сорок три года. Она автор уже 128 книг. Живет в небольшой квартире в Рединге, стоящем на реке Кеннет — притоке Темзы — вместе с мужем, тремя детьми и тремя кошками. Работает в бывшем гараже, который превратила в свой кабинет «с большим креслом и множеством полок». Свою первую книгу она написала в двадцать восемь лет. Наброски к ней делала в поезде по пути на работу в издательство из Рединга в Лондон и обратно — по полчаса утром и вечером. В начале сентября она стала гостем XXXII Московской международной книжной ярмарки. Там «Эксперт» встретился с ней, чтобы понять, как ей удалось достичь такой популярности.
— Как вы думаете, почему детская литература сейчас настолько востребована, что стала заметно отрываться по тиражам от всех остальных направлений в литературе? Не знаю, как в Великобритании, но в России это очевидно.
— Я не думаю, что это какой-то новый тренд, ведь дети всегда находят для себя что-то новое в книгах, несмотря на наступление цифровой эпохи. Грустно, что этому уделяется не так много внимания. В Великобритании на детскую литературу тоже приходится бóльшая доля продаж, но в медиа ее, как правило, обходят стороной.
— Ваши произведения востребованы в других медийных форматах? Они экранизируются?
— Я бы очень хотела, чтобы это произошло, но, к сожалению, здесь от меня ничего не зависит. Пока есть только приложение с игрой. Хорошо бы появилась кинокомпания, которая захотела бы сделать сериал по моим книгам.
— Но как раз это и удивительно! Обычно книги, в том числе детские, обретают такую популярность только после того, как по ним снимут большой фильм, как это произошло с «Гарри Поттером» Джоан Роулинг, а ваши книги обошлись без подобной поддержки. Я спрашиваю, чтобы удостовериться, что все произошло именно так.
— Это может оказаться и пугающим: когда вокруг книги разворачивается такая огромная история и ты не знаешь, как изменятся твой сюжет и твои персонажи. В этом случае теряешь контроль над тем, что происходит.
— Вам пришлось приложить усилия, чтобы найти нужную интонацию для своих книг? Вы ее просчитывали или она родилась естественным образом?
— Это был естественный процесс, поскольку, прежде чем начать писать, я шесть лет работала в издательстве редактором и задумка моей первой книги родилась в ходе редакционного мозгового штурма. Она предназначалась для другого автора, но потом у меня появилась