Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Страна победившей анимации


Орхан Памук пишет так, словно следует однажды составленному им рецепту. Если в предыдущей книге «Мои странные мысли» речь шла о разносчике бузы, благодаря чему мы узнали, какое место этот напиток занимает в повседневной жизни турок, то в «Рыжеволосой женщине» речь идет об ученике колодезного мастера. И автор погружает нас во все подробности технологического процесса копки колодцев вручную. На этом фоне с ярко выраженным производственным оттенком разворачивается драма с фрейдистским сюжетом: семнадцатилетней юноша ложится в постель с женщиной, которая когда-то спала с его отцом. От этой связи рождается сын, которому в свою очередь суждено прервать нить жизни своего отца. В качестве объекта сексуального притяжения — та самая рыжеволосая женщина, которая, судя по названию, и является главным героем романа. В эротических играх с мужчинами она действует по принципу «разделяй и властвуй».

Книга Памука не просто пронизана кровосмесительной эротикой — в ней есть еще и детективная сюжетная линия. Юношеский период главного героя заканчивается случайным покушением на жизнь человека, которого он считает своим отцом, — снова тот же самый мотив. Мы не сразу узнаем, чем закончилось эта попытка: жертва мертва или ей все-таки удалось выжить. Интрига держит внимание до самых последних страниц романа — герой то и дело мысленно возвращается к обстоятельствам преступления, пытаясь понять, что же тогда произошло, и уговаривая себя: все закончилось хорошо и ему не в чем себя винить. Жертва — колодезный мастер, на которого сверху упало ведро с песком, вырвавшись из рук его ученика, — выживает, отделавшись переломом плеча, а потом, уже в одиночку, еще и находит воду, но ученик узнает об этом только после его смерти, и в его уме две версии остаются почти равно достоверными. В одной из них колодезный мастер умер, в другой — остался жить.

Схожие сюжеты экспортирует из Японии Харуки Мураками. В отличие от Памука он уже не преподает в американском университете. Принстон — в прошлом. Хотя его творчество и пронизано фрейдистскими мотивами, понимаешь это не сразу. Но он тоже делает своими героями обычных людей, которые попадают в необычные жизненные обстоятельства. Он умело выстраивает интригу и создает атмосферу сексуального напряжения. В его книгах много подробностей повседневной жизни японцев. Он может, как и Памук, детально описывать их привычки и распорядок дня. И у того и у другого получается подкупающая читателя жанровая смесь из бытописательской прозы, детектива и эротической драмы. Казалось бы, вот он, тот самый рецепт. Но, разумеется, этого недостаточно. Каждым из перечисленных жанров писателю нужно владеть виртуозно: быт должен быть описан почти поэтическим языком, смерть должна быть загадочной, а женщины, сводящие с ума мужчин, должны быть прекрасны и при этом узнаваемы.

У Памука все это есть, но ему мало. Он замахнулся на глобальное обобщение. Если, по версии Зигмунда Фрейда, западные люди страдают эдиповым комплексом, то людям восточным он приписывает комплекс Рустама — по имени героя «Шахнаме», который по незнанию убил своего сына Сухраба. И если западная цивилизация восстала против отца, то люди Востока, наоборот, продолжают безропотно пребывать под его гнетом: Сатурн здесь по-прежнему пожирает своих детей. Памук совершает не научное открытие, а художественное, он вручную плетет свою мифологическую ткань. Иногда бывает тороплив, и в его полотне можно встретить прорехи. Финальному поединку между отцом и сыном не хватает по меньшей мере взаимной ненависти. Оттого трудно поверить в намеренность убийства. В этот момент сюжетная конструкция обнажается, и мы видим, что герои действуют не самостоятельно, а по воле автора. И что с того? Неправдоподобно, зато красиво.

Памук Орхан. Рыжеволосая женщина. - М: издательство «Азбука-Аттикус», 304 с. Тираж 7000 экз.