– Как кризис отразился на петербургском рынке жилья?
– Спад продаж наблюдается у всех без исключения застройщиков. Людей, с одной стороны, раздирает страх, будут ли дома достроены, а с другой – многие надеются, что все подешевеет. На рынке царит неопределенность. Цены также прошли незначительную корректировку и стабилизировались.
– Как ваша компания отреагировала на снижение спроса?
– Мы откорректировали цены, ввели гибкие системы рассрочек, стали дотировать ипотеку. Сегодня процентная ставка в ряде банков дефолтная, то есть слишком высокая для клиента. У нас есть два ключевых партнера – Сбербанк и банк «Санкт-Петербург», предлагающие приемлемые ипотечные ставки. Покупателям квартир в наших домах, которые взяли кредит в этих банках, мы дотируем ставку по ипотечным кредитам в размере 5% сроком на два года. То есть, например, если банк предлагает ставку 15%, то в течение ближайших двух лет наши клиенты будут платить 10%.
– Каков ваш прогноз развития ситуации?
– Ступор не может продолжаться долго. Тем более что у большинства людей, планировавших купить квартиру, есть деньги. Еще в августе спрос был полноценный. И вдруг в сентябре–ноябре он уменьшился в два с половиной раза. Видимо, сработала психология. Многое будет зависеть от мер по преодолению кризиса, принимаемых правительством. Оно все делает правильно, только надо ужесточить условия, на которых предоставляется господдержка банкам. Надо следить, чтобы деньги не конвертировались в валюту и не уводились за границу. Если ты, уважаемый банк, хочешь взять деньги под 10% годовых, то будь добр: отдавай их под 15%, не дороже. Кредитуй население, строителей, сельское хозяйство. Не хотите кредитовать реальный сектор – тогда не берите деньги у государства.
– Как может повлиять на рыночную конъюнктуру увеличение объемов бюджетного финансирования жилищного строительства? Планируете ли вы продавать квартиры государству оптом?
– Поток федеральных и региональных денег будет вымывать самые ликвидные квартиры. Аукционы по закупке квартир запланированы и в Санкт-Петербурге. Однако условия участия в них нас не устраивают, поскольку предлагаемые цены ниже себестоимости. Понятно желание города максимально сэкономить и на ограниченный бюджет закупить больше квартир. Но надо понимать, что готовое жилье по таким ценам никто не будет продавать, за исключением квартир в каких-нибудь медвежьих углах. Кроме того, по условиям аукционов застройщикам перечисляется 30% средств за жилье 70-процентной готовности, а остальное – после сдачи дома госкомиссии. Поэтому финансовое положение компаний это кардинально не улучшит.
– Ощутили ли вы снижение себестоимости строительства?
– Конечно, себестоимость корректируется. Впервые в истории снизился рублевый индекс регионального центра ценообразования на 7%. Фактическая себестоимость снижается сильнее. Материалы подешевели на 10%. Правда, получит ли этот тренд продолжение – пока не ясно. Вот монополисты, например, просят повышения тарифов, хотя объективных предпосылок для этого я не вижу. Снижение цен должно происходить по всей цепочке, иначе возникнут опасные перекосы.