Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Real estate становится реальным


Термин «русское безумие» (Le Foile Russe) родился на Лазурном берегу полтора века назад. Среди русской аристократии и буржуазии считалось особым шиком проигрывать огромные состояния и прожигать жизнь с размахом, шокировавшим французов.

Яхты и вертолеты, шампанское и икра, дикие дискотеки и фейерверки — дух «русского безумия» был разбужен российскими девелоперами там же, на Лазурном берегу, на ежегодных выставках MIPIM. Главный инвестиционный форум в области недвижимости был превращен в гламурную тусовку, безумный праздник жизни.

MIPIM-2009 отличался от прошлогодних, как день и ночь. Праздник кончился, гламур испарился, наступило похмелье. Новая реальность обжигает. Цены и ставки аренды падают. Спрос на недвижимость резко уменьшился. Стройки встали. Об эпохе дешевых денег — главном драйвере рынков девелопмента и ипотеки — можно забыть. Международные инвесторы отказываются от глобальной экспансии и бегут пересиживать кризис домой, в свои страны. Растерянность и неуверенность тщательно скрывались участниками выставки, но чувствовались на каждом шагу. Ощущалось, что уже никто не понимает, что происходит и что надо делать.

Олимпиада вне кризиса

«Меньше десятка стендов частных компаний да полтысячи чиновников», — так в двух словах описал мне MIPIM-2009 первый же встреченный в Каннах знакомый. В глаза бросилось, что выставка ощутимо сжалась. Не было и толп празднично одетых русских: год назад наших было более 4000 человек. Многие российские застройщики отказались от участия — заняты спасением своих компаний. Впрочем, и в прошлом году они использовали MIPIM не как место для поиска инвесторов, а как рекламную площадку: денег и так было достаточно. «К российским застройщикам, окутанным мощным облаком эго, трудно было подойти даже инвесторам», — жаловался мне один германский банкир.

Главным российским проектом этого года был, конечно, олимпийский Сочи. Его презентация прошла в мажорном тоне, как будто никакого мирового кризиса и в помине нет. Даже графики в презентациях были докризисные, в стиле «российский ВВП растет отчаянными темпами».

Чиновники предложили инвесторам целый ряд объектов. Их состав удивил. Тут были и гостиницы, на которые вроде бы инвестор уже был, и две ТЭЦ, и даже олимпийские ледовые дворцы. Последние — явно не коммерческие проекты, и логично было бы, чтобы их строило государство.

Чтобы как-то завлечь инвесторов, власти теперь готовы рассматривать любые варианты вложений в эти объекты. И даже с дальнейшим переоборудованием ледовых дворцов в торговые центры. И даже с будущим сносом объектов и строительством на их месте чего-то иного. «Одноразовые» ледовые дворцы пока не очень-то сочетаются с концепцией legacy (наследия), которую с подачи Международного Олимпийского комитета подхватили наши чиновники. Идея концепции такова: не должно быть пустой траты денег, построенные объекты должны по полной использоваться и после Олимпиады.

Характерный тренд русского участия на MIPIM — сдвиг от небольших, частных проектов к крупным градостроительным ин