Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

На мажорной протестной ноте


Проведенные публичные слушания по поводу здания на Крымском Валу – фактически первая попытка властей Москвы открыто обсудить с жителями градостроительные планы. Новый закон о порядке проведения публичных слушаний был принят совсем недавно, в декабре 2008 года, до этого все обсуждения жителями проходили в более закрытом режиме, информация о них, как правило, не просачивалась далее префектур. В случае с ЦДХ организатором впервые выступила сама Москомархитектура, а перед жителями отчитывался главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Однако очередной пас власти в сторону информационной открытости выглядел хилыми полумерами. Во-первых, круг общественности был достаточно узким – право как-то влиять на судьбу государственной национальной галереи получили только жители и сотрудники из района Якиманка. Во-вторых, вопрос о том, нужно или не нужно сносить старое здание и строить новое, власти обсуждать категорически не захотели, несмотря на то что подавляющее большинство собравшихся высказалось против предложения реорганизации культурного узла на Крымском Валу.

Предчувствуя такой исход дела, художники, искусствоведы, архитекторы и другие представители творческих профессий организовали несколько акций протеста против сноса старого здания ЦДХ. Все началось с небольшого перформанса – студенты художественных вузов накрасили губы яркой красной помадой и расцеловали белые стены Третьяковки. Напротив входа в галерею выстроили снеговики с посланиями от российских художников с призывами оставить галереи в покое. Находившиеся поблизости сотрудники милиции сочли эту инсталляцию несанкционированным митингом и «разогнали» ее, выдернув плакаты из «рук» снеговиков. Художник Борис Орлов, у которого в Третьяковке находится 20 работ, рассказал «Эксперту Online», что протесты – это вынужденная мера: «За последнее время произошло несколько ужасных событий. Во-первых, был наезд на художественные мастерские на Масловке. Затем скульпторов лишили их здания. Сейчас выселили Быковский центр (10 февраля судебные приставы выселили и опечатали здание Фонда Ролана Быкова на Чистопрудном бульваре. – „Эксперт Online”) и принялись за Третьяковскую галерею. Как после этого мы можем верить, что власти действительно построят новое здание, что экспозиция не пострадает?»

После «разгона» снеговиков началась уже санкционированная акция протеста, организованная художницей и арт-критиком Дианой Магулиной, художником Ильей Будрайтскисом, поэтом Кириллом Медведевым. На митинг собралось около 60 человек. В защиту от сноса здания ЦДХ и ГТГ высказались архитектор Сергей Сатаров, литературовед и писательница Мариэтта Чудакова, директор Музея кино Глеб Наумов.

Сами общественные слушания проходили на той же мажорной протестной ноте. В центральном холле Третьяковской галерее на Крымском Валу собралось более 300 человек. По плану, представленному Москомархитектурой, филиал Третьяковки и ЦДХ должны переехать в новые здания на линии Садового кольца, ближе к Крымскому мосту. Им пообещали увеличить полезные площади на 20%. На месте старого сооружения должна появиться инвестиционная недвижимость. Александр Кузьмин заверил, что там нельзя строить ни офисы, ни жилье и что, скорее всего, на этом участке с запланированной высотой 17 этажей будет гостиница. Парк скульптур под открытым небом «Музеон», на территории которого развернется стройка, планируется переделать, сделав его тематическим.

«Сам проект реорганизации этих территорий – это, извините, халтура, – сказал „Эксперту Online” художник и архитектор Юрий Аввакумов. – Достаточно цинично показывать ее здесь. Это очевидно не только специалистам, но даже жителям. Если вы посмотрите на план Москвы, то увидите, что в городе есть один длинный зеленый клин, который идет почти от Кремля и до Воробьевых гор. Этот клин нам хотят перегородить новыми зданиями. Что, на мой взгляд, является крупной системной ошибкой. Это должен понимать любой архитектор, поэтому представленный проект плох и не может быть улучшен. Нам никто так и не доказал, что это здание нельзя реконструировать».

Между тем главный архитектор Москвы все время подчеркивал, что весь проект был сделан по инициативе Третьяковской галереи и Конфедерации художников. Однако ни Масут Фаткулин, председатель исполкома Конфедерации художников, ни дирекция Третьяковки не объяснили, почему они предпочитают переехать в новое здание и отдать часть территории частному инвестору вместо того, чтобы взяться за реконструкцию существующего сооружения. Архитектор Евгений Асс, в свою очередь, отметил, что «руководство Третьяковской галереи лукавит, говоря, что им хочется расшириться, при этом оно ничего не делает, чтобы использовать имеющиеся площади. Я участвовал в пяти проектах реконструкции этой территории и знаю, что здесь есть гигантские ресурсы. На мой взгляд, здание ЦДХ потрясающее, оно заслуживает того, чтобы с ним работать, чтобы внести сюда новую жизнь».

Евгений Бунимович, поэт и член Общественной палаты, где проблема ЦДХ обсуждалась уже несколько раз, поднял вопрос о том, зачем вообще привлекать частного инвестора, и высказал удивление словами Александра Кузьмина, что в бюджете РФ и Москвы нет средств даже на реконструкцию Третьяковской галереи.

В общем и целом общественные слушания превратились в общественные «неслушания». Чиновники пытались спрашивать жителей о том, что в проекте улучшить, собравшиеся же пытались вынести на голосование вопрос: согласиться или отвергнуть сам проект. Стороны вежливо и не очень дали друг другу высказаться, но все остались при своем мнении. Теперь после процедуры общественных слушаний, по законодательству, вне зависимости от того, согласны жители или нет, судьбу проекта функционального зонирования будут решать в правительстве Москвы. Если там проект одобрят, то он будет внесен в генеральный план города. И тогда останется только провести конкурс и найти инвестора. Однако публичные слушания показали, что общественность настроена не просто скептически, а категорически против достаточно неуклюжего вмешательства московских властей в культурную жизнь столицы.