Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Сдача холодных крепостей


Проблема энергосбережения обсуждается у нас на самом высоком уровне уже более десяти лет. Все это время она регулярно всплывает в правительственных инстанциях, но обсуждается всегда с таким видом, будто все начинается буквально с чистого листа. Тем не менее в строительном секторе рынок теплоизоляционных материалов — растет примерно на 15–20% в год. Только в Новосибирской области представлено более 150 крупных и мелких компаний, занимающихся производством или реализацией эффективных утеплителей. Более 70 аналогичных фирм действуют в Красноярском крае, более 40 — в Омской области, около 40 — в Иркутской и Кемеровской областях, более 20 — в Алтайском крае. Но Сибирь пока не стала лидером в области их грамотного применения.

Революционный шаг

Как рассказывали знакомые канадские строители, изучавшие строительный рынок Новосибирска еще в 1990-е годы, самым удивительным для них было повальное использование в наших жилых зданиях сплошных каменных стен, лишенных какой-либо теплоизоляции. По их словам, наше строительство тогда соответствовало уровню 1930-х – 1940-х годов, когда эффективная теплоизоляция практически не применялась даже на Западе. Посетив наши края совсем недавно, они уже были приятно поражены широким использованием эффективных утеплителей.

Почему именно в этом пункте усматривается поворотный момент для строительной отрасли РФ? Дело в том, что вопрос использования эффективной теплоизоляции имеет отношение не только к экономии тепла. Речь идет о важнейших структурных изменениях внутри самой строй­индустрии. По большому счету, переход на эффективные утеплители — как это произошло на послевоенном Западе — знаменует собой появление «умного» домостроения, когда трансформируется сама идеология строительства: жилище перестает восприниматься как крепость. Оно становится комфортным, функциональным и одновременно — доступным и экономичным. Это чем-то сродни переселению европей­ской знати из мрачных
замков в уютные дворцы и особняки.

Связь с эффективными утеплителями в данном случае проста: использование современных средств теплоизоляции позволяет существенно снизить расходы инертных и традиционных материалов — кирпича, бетона, цемента, песка, щебня, требующих для своего производства относительно высоких капитальных вложений. Так, по расчетам специалистов, 1 куб. м минеральной ваты дает экономию в 3 тыс. штук кирпича. Даже по самым скромным подсчетам, слой неорганического утеплителя в 140–150 мм по уровню теплоизоляции эквивалентен полуметровой кирпичной кладке. При этом в данной пропорции удельные капвложения в производство кирпича оказываются в семь раз выше. Мало того, благодаря теплоизоляционным материалам можно вообще отказаться от сплошных несущих стен, перейдя на каркас с легким заполнением из многослойных ограждающих конструкций, начиненных эффективным утеплителем. Именно таким путем пошли на Западе, где в жилищном строительстве на долю каркасных зданий приходится от 70% до 90%.

Понятно, что все это благоприятно сказывается на себестоимости строительства. Соответственно, снижается и энергоемкость производства в стройиндустрии, сокращается доля капитальных затрат на разработку карьеров, строительство кирпичных и цементных заводов, на строительство заводов ЖБИ. Рост производства эффективных утеплителей сопровождается ощутимо меньшими издержками. Для сравнения: суммарные энергозатраты на производство 1 куб. м минерального утеплителя составляют 50 килограммов условного топлива, на производ­ство тонны цемента — 250 килограммов, а на выпуск указанных выше 3 тыс. штук кирпича — 1 тыс. килограммов. Казалось бы, выгоды очевидны. Однако в процесс, как всегда, вмешалась наша традиция, ставшая реальным тормозом модернизации.

Издержки нашего «особого» пути

Домостроение «умным» стало потому, что опирается на мощную научно-техническую базу, взращиваемую в течение многих десятилетий. Только в одной Канаде сотни миллионов долларов бюджетных средств были потрачены на исследования в области каркасно-панельных технологий. Применение эффективного утеплителя и многослойных конструкций требовало решения достаточно сложных технических задач, требующих серьезного подключения интеллектуального ресурса. Главной проблемой в многослойной конструкции как раз и был сам утеплитель, подверженный воздействию неблагоприятных условий среды. Именно на решение этой проблемы и задействовали серьезный финансовый и интеллектуальный ресурс, благодаря чему, собственно, сформировалась культура проектирования и строительства подобных конструкций.

В нашей стране такой культуры нет, и государство практически ничего не сделало для ее появления. Например, в Новосибирске вплоть до 1998 года никто вообще не думал об утеплении фасадов, и только после ужесточения нормативов по теплоизоляции, а также из-за дефицита традиционных материалов стены кирпичных домов стали покрывать минеральной ватой или стекловолокном. Тем не менее в профессиональной среде до сих пор искренне придерживаются нехитрой формулы: лучший вид теплоизоляции — это очень толстая стена.

Данное обстоятельство позволяет утверждать, что отечественное домостроение надолго застряло в «каменном веке». И это состояние пролонгируется как субъективными, так и чисто объективными факторами. С одной стороны, российские разработчики, воспитанные в духе советской школы, не имея ни навыков, ни знаний, ни желания грамотно работать с многослойными ограждающими конструкциями, намеренно облегчают себе задачу, отстаивая и оправдывая традиционные подходы. С другой стороны, государство, не собираясь вкладывать необходимый финансовый ресурс в радикальное обновление строительной индустрии, не торопится создавать надлежащую нормативную базу под новые технологии. Как заметила по этому поводу председатель совета директоров компании «ЛанселотСтрой» Инна Свечникова, большая нестыковка в плане контроля за качеством в строительстве заключается в том, что существующие СНиПы разработаны под традиционные технологии, тогда как в последнее время на отечественном строительном рынке появилось много новых, массово применяемых в развитых странах. К сожалению, чиновники реагируют на изменение реальной ситуации очень медленно. В результате во многом остается незатронутой и система специального образования: будущие строители все еще учатся по старым учебникам, а их пожилые наставники зачастую не только не интересуются современными западными разработками, но и относятся к ним с нескрываемой враждебностью. В итоге разговоры про инновационную линию развития так и остаются у нас большей частью на уровне деклараций.

Если взглянуть на проблему шире, то нетрудно догадаться, что указанное обстоятельство диктуется причинами макроэкономического характера. Перевооружение строительной отрасли на Западе было закономерным следствием интенсивного пути развития экономики. В Советском Союзе, наоборот, развитие устойчиво ассоциировалось с ростом количественных показателей. Эта традиция дает о себе знать по сию пору, распространяясь и на строительство. Например, масштабные инвестиции в создание кирпичных и цементных заводов, имевшие место в Новосибирской области, полностью подчиняются логике экстенсивного развития. Именно это несоответствие между объективной потребностью в инновациях и консервативными привычками российских руководителей и их экономических советников удерживают наш строительный сектор от серьезных революционных изменений. Наступивший кризис стал некоей точкой бифуркации, потенциально таящей в себе две разнонаправленные установки — на модернизацию или, наоборот, на архаизацию. Как ни странно, решение данного вопроса напрямую зависит от того, как будет официально оценена роль качественной теплоизоляции в деле дальнейшего развития отрасли.

Камень преткновения

Самая большая несуразица наших современных строек заключается в том, что эффективный утеплитель стали активно сопрягать в конструкциях, исходно не только не претендовавших на какую-либо новизну, но даже наоборот — подчеркивавших возврат к старым традициям. Речь, конечно же, идет о кирпиче. Надо полагать, постперестроечный кирпичный бум во многом был спровоцирован архаическим запросом на «благородный» материал, противопоставлявшийся «совковой» крупной панели. Отсюда восторженное позиционирование кирпичных домов как единственного вида жилья, достойного солидных людей. Однако случилось так, что именно этому материалу в конечном итоге пришлось в буквальном смысле укрыться за импортным утеплителем и навесными фасадами. Крупная панель этой участи избежала. И здесь есть над чем задуматься.

Кирпич — в силу его дороговизны — принято у нас использовать в престижных зданиях. Из-за своих низких теплоизоляционных показателей кирпичная ограждающая конструкция в сибирских условиях нуждается в дополнительном утеплении. Это создает определенные сложности, иной раз — при безграмотном исполнении — чреватые нехорошими последствиями. Что касается крупнопанельного домостроения (КПД), ориентированного на сегмент экономкласса, то здесь ограждающие бетонные конструкции изначально изготавливаются с учетом установленных требований по теплоизоляции. В ряде случаев в них могут применяться пенополистирольные наполнители, хотя проектировщики в состоянии использовать иные варианты, полностью укладываясь в существующие нормативы. Так, новосибирская компания «Дискус плюс» — признанный лидер в области строительства домов из крупной панели — вполне обходится без подобной синтетики. По словам сотрудников фирмы, рынок эффективных утеплителей их почти нисколько не интересует. Сам по себе это довольно примечательный факт. Известно, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению доли КПД в общем объеме сдающегося жилья. В Новосибирске — по данным департамента строительства и архитектуры — за последние десять лет эта доля выросла с 5% до 23%. В некоторых городах СФО данные показатели на порядок выше (50–70%). А учитывая то обстоятельство, что в условиях кризиса государство намерено финансировать строительство дешевого социального жилья, перспективы КПД выглядят весьма и весьма обнадеживающе, ведь эти технологии дешевле (в сравнении со зданиями, где используются мелкоштучные изделия вроде кирпича).

Парадокс описанной ситуации в том, что эффективная теплоизоляция не совершила у нас революционных подвижек как раз в том сегменте, где она должна применяться в первую очередь — в доступном жилье, рассчитанном на массовый спрос. Явление призрака коммунизма в виде крупнопанельного домостроения свидетельствует о том, что первые инновационные шаги нашей строительной отрасли грозят оказаться путем в никуда. Источник угрозы все тот же — несоответствие устаревшей нормативной базы реальным условиям модернизации.

«Хрущевка» как вызов

Интересно, но еще в самом начале 1990-х канадцы пытались распространить на территории Сибири свои каркасно-панельные технологии. Преградой стали наши нормы по пожаробезопасности. И хотя сегодня — особенно благодаря стараниям московского правительства — в этом пункте удалось добиться определенных послаблений, пожарные инспекции продолжают вносить свой вклад в сохранение приведенных выше несуразностей. Использование кирпича в каркасных зданиях — это, пожалуй, один из главных результатов дотошности наших пожарных. Строители иной раз вынуждены применять затратный вариант кирпичной забутовки как раз ради необходимого «консенсуса» с представителями пожарной инспекции. Это, конечно, не единственный фактор, но в частных беседах со строителями он упоминается в первую очередь.

В европейской части страны строители, правда, уже начали постепенно отказываться от этих пережитков «каменного века». По словам руководителя проектного бюро ООО «Руукки Рус» (Санкт-Петербург) Константина Капустина, недавно представлявшего в Новосибирске современные конструктивные системы на основе металлокаркаса, их компания совершенно отказалась от использования кирпича при изготовлении стеновых ограждений. На его взгляд, два слоя гипсокартона полностью удовлетворяют существующим требованиям по пожарной безопасности. Отметим, кстати, что в Новосибирске практически во всех многоэтажных зданиях с навесными фасадами используется базальтовый утеплитель, не относящийся к возгораемым материалам. Как утверждает заместитель директора по продажам Новосибирского представительства компании Rockwool Сергей Мясоедов, дурную репутацию в этом отношении заслужил пенополистирол, который не только горит, но и при горении выделяет токсичные вещества. Заметим, что на долю пенополистирола у нас приходится более 20% теплоизоляции, тогда как на долю утеплителя Rockwool — чуть более 10% (примерно треть объемов составляют утеплители на основе стекловолокна, где прочно обосновались такие марки, как Isover и URSA). На Западе пенополистирол широко применяется в монолитных зданиях с утепленной несъемной опалубкой. В Сибири, в частности, в Новосибирске, такие технологии тоже присутствуют. Например, австрийская VELOX (ЗАО «ЛанселотСтрой») и канадская FORMEXX (ООО «Строительные Технологии Сибири»).

Если же брать каркасное домостроение, то здесь — при грамотном подходе — лидировать будут, скорее всего, именно высококачественные утеплители на основе базальтового волокна. Уже сейчас примерно 40% такого утеплителя используется в капитальном жилищном строительстве, еще столько же — в строительстве объектов коммерческой недвижимости, 15% — в промышленных зданиях и 5% приходится на долю индивидуальных застройщиков. В отличие от пенополистирола, современные базальтовые утеплители характеризуются не только пожаробезопасностью, но и хорошей паропроницаемостью и, в отличие от стекловаты, не дают усадки. «При надлежащем контроле со стороны технадзора, — считает Сергей Мясоедов, — строители для утепления наружных стен будут отдавать предпочтение материалам именно этой группы». 

Осталось только как можно скорее отказаться от кирпичной кладки в каркасных зданиях, которая — с технической точки зрения — никаких особых функций не выполняет, зато значительно повышает себестоимость. В итоге мы получим современный, более комфортный вариант для строительства жилья экономкласса, не уступающий в экономичности крупной железобетонной панели, а по показателям тепло- и звукоизоляции даже превосходящий ее. Металлический или сборный железобетонный каркас с заполнением из легких многослойных панелей может стать реальной альтернативой возрождающимся «хрущевкам».