Пресс-служба ДЭБ заявила, что оперативно-следственные действия проводились в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении структуры, не входящей в состав СУ-155, которая выполняла для нее подрядные работы в начале 2000-х годов. Якобы эта фирма не имела на то соответствующих лицензий. Дело возбуждено по 171-й статье УК РФ («Незаконное предпринимательство»).
Однако официальная версия, объясняющая жесткие действия ДЭБа, звучит крайне неубедительно. Во-первых, для расследования этого эпизода, не имеющего прямого отношения к деятельности СУ-155, следователям достаточно было провести выемку, а не устраивать обыск с изъятием документов о деятельности холдинга. Во-вторых, слишком профессионально была организована утечка информации в прессу о действиях следственных органов.
Многое указывает на то, что визит милиционеров в офис СУ-155 неслучаен. Тем более что претензии к строительному холдингу у правоохранителей возникают не впервые. Так, в 2003 году ГУБЭП СКМ МВД России уже проверял компанию Михаила Балакина (в то время занимавшего кресло заместителя руководителя столичного стройкомплекса Владимира Ресина). Следователи интересовались деталями операций с квартирами в одном из жилых комплексов. Тогда представители столичного стройкомплекса назвали действия ГУБЭПа попыткой дискредитации городских органов власти накануне выборов мэра. Дело не получило продолжения.
В 2004 году кресло президента СУ-155 занял Юрий Жданов – чиновник, продолжительное время работавший в структурах МВД и возглавлявший Московскую милицейскую академию. По слухам, циркулировавшим в недрах московского стройкомплекса, именно тогда строительный конгломерат нашел влиятельных покровителей в лице руководителей столичной милиции. По странному стечению обстоятельств, повторный «наезд» на СУ-155 случился почти сразу после отставки главы столичного ГУВД Владимира Пронина. А незадолго до этого, в марте, покинул пост президента СУ-155 Юрий Жданов, решив сосредоточиться на развитии немецкой строительной компании Investbau AG, которой владеет на паях с Балакиным.
Не исключено, что визит следователей связан с внутрикорпоративным конфликтом в СУ-155. Любопытно, что именно Жданов одним из первых публично прокомментировал обыски в компании. Причем его версия кардинально отличалась от официальной. Как заявил он «Ведомостям», «обыски могут быть связаны с проверкой целевого использования средств из федерального бюджета». Вероятно, подразумевались средства, выделенные на строительство жилья для военных (в последние годы компания возводила квартиры для Минобороны), либо на восстановление Южной Осетии (СУ-155 выступает одним из ключевых строительных подрядчиков в Цхинвали). В апреле Счетная палата РФ завершила очередную комплексную проверку использования средств российского бюджета, направленных на первоочередные мероприятия по восстановлению республики, однако каких-либо претензий к застройщику выдвинуто не было.
Некоторые игроки строительного рынка не исключают, что атака на СУ-155 может быть организована конкурентами (прежде всего по рынку госзаказа) либо потенциальными покупателями крупного пакета акций строительного холдинга, заинтересованными в снижении его стоимости. При этом девелоперы предполагают, что количество аналогичных «наездов» на строительный бизнес будет расти.
Как заявляет «Су-155», обыски имеют отношение к расследованию деятельности контрагентов компании, не входящих в группу, и не имеют никакого отношения к самой «СУ-155». Руководству ГК «СУ-155» не известно о наличии каких-либо претензий к предприятиям ГК «СУ-155», в том числе, связанных с исполнением муниципальных или государственных заказов. «СУ-155» отрицает информацию о возможных арестах руководителей, и сообщаеют, что все они работют как обычно.