Недвижимость движется
«Эксперт Северо-Запад» №3 (3) от 1 ноября 1999 года
В начале года рынок жилья в Санкт-Петербурге свернулся на треть, но с лета стал подавать признаки жизниСначала, как и положено по канонам экономики, выросли объемы сделок (июнь-июль). Вслед за ними постепенно, с лагом в три месяца, потянулись цены. Переломными месяцами стали сентябрь и октябрь. Аналитики осторожно, «чтобы не спугнуть», прогнозируют рост средних цен вплоть до конца года в диапазоне 5-10%. <...>
Аналитики рынка недвижимости дальше чем на три-четыре месяца вперед не заглядывают. Ближайшая перспектива достаточно очевидна. Благоприятные тенденции – плавный рост цен при сохранении объемов сделок – вполне устойчивы. Если не случится, конечно, землетрясения или новой волны терактов. В последнем случае, кстати, неизбежны рост спроса на комфортное жилье с внутренней охраной и параллельный выброс квартир по демпинговым ценам от выезжающих на ПМЖ. К декабрю спрос, как и в прошлом году, подхлестнет неуклонное намерение государства подробно контролировать кошельки граждан. Сделки с недвижимостью под такой контроль подпадают в первую очередь. На эти факторы накладывается и традиционный бум у застройщиков: пик сдачи в эксплуатацию опять-таки приходится на конец года.
А вот попозже начнутся проблемы. Сначала одни выборы, потом – другие. Неизбежные выплаты по внешним и внутренним долгам делают труднопредсказуемым курс доллара, политические катаклизмы сокращают долю иностранцев в дорогом секторе рынка. <...>
Дмитрий Синочкин
Может, и получится
«Эксперт Северо-Запад» №15 (44) от 27 августа 2001 года
По мнению профессиональных девелоперов, инициатива Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) по созданию агентств по развитию территорий (АРТ) заслуживает внимания. Необходимость развития больших городских территорий при помощи некой единой структуры ими не отрицается. И этим уже занимаются частные фирмы независимо от КУГИ. <...>Между тем действительно значимых результатов в подобных проектах до сих пор достигал только город. Наиболее успешным агентством развития территорий можно считать госучреждение «Центр по работе с кредитами банков» (ЦРКБ). <...>
Абсолютное большинство АРТ, созданных в начале 1990-х годов по инициативе Анатолия Собчака, который привез это новшество из Франции, потерпело фиаско (за редчайшими исключениями – кое-каких успехов достигло, например, АРТ «Дачное»). По мнению специалистов, в этом виновата старая концепция АРТ – у агентств не было никаких прав на землю, за которую они отвечали. Кроме того, агентствам, учредителем которых чаще всего выступала администрация Петербурга, было невыгодно торопиться с завершением проекта – ведь тогда их сотрудники остались бы без работы. Но принципиально подход был верным. <...>
Олег Привалов
Накануне конкретизации
«Эксперт Северо-Запад» №16 (221) от 25 апреля 2005 года
Из-за дефицита качественного предложения рынок загородной недвижимости прощает девелоперам едва ли не любые просчеты. Однако в дальнейшем отсутствие внятной маркетинговой стратегии может им дорого обойтисьПоследние два года рынок загородной недвижимости Петербурга и Ленобласти растет быстрыми темпами. Если в 2003 году аналитики оценивали его объем в 300-400 млн долларов, что практически вдвое больше аналогичного показателя 2002-го, то в прошлом году он вырос до 600-700 млн долларов. Одна из основных причин такого роста – повышение цен на землю (на 30% в прошлом году). Вторая – увеличение в структуре предложения числа более дорогих объектов, прежде всего – домов в коттеджных поселках. Как отмечает директор департамента загородной недвижимости корпорации «Петербургская Недвижимость» Алексей Рогов, «с 2004 года по настоящий момент динамика увеличения числа коттеджных поселков составляет два новых проекта в месяц». <...>
Надежда Брешковская
Частный ресурс
«Эксперт Северо-Запад» №43 (297) от 20 ноября 2006 года
Чтобы сотрудничество с бизнесом в деле восстановления памятников было эффективным, власти должны задействовать все возможные инструменты привлечения инвесторов, в каждом случае выбирая оптимальныйВ Госдуме РФ завершается процедура принятия поправок к федеральному закону «Об объектах культурного наследия», которые снимут введенный ранее мораторий на приватизацию памятников федерального значения. Этих законодательных изменений давно ждут региональные власти, рассчитывающие на привлечение частных инвестиций в восстановление памятников, как, впрочем, и бизнес, готовый вкладывать средства в реконструкцию и реставрацию зданий-памятников.
Вопросы вовлечения в оборот объектов культурного наследия особенно актуальны для исторических городов – Петербурга, Пскова, Новгорода и др. Наиболее остро эта проблема стоит в Петербурге, где насчитывается более 7 тыс. памятников, многие из которых нуждаются в срочных ремонтно-реставрационных работах. Губернатор Валентина Матвиенко еще весной 2004 года начала предпринимать попытки ускорить принятие на федеральном уровне нормативных актов, необходимых для запуска полноценного механизма приватизации зданий-памятников. Впрочем, и при несовершенстве законодательной базы в Петербурге за последние годы удалось накопить значительный опыт предоставления объектов культурного наследия в собственность или аренду частному бизнесу. Положительные результаты достигаются в тех случаях, когда объект передается на разумных условиях, учитывающих специфику памятника и реальные возможности инвестора по его восстановлению и использованию. <...>
Игорь Архипов
Дефицит хорошей жизни
«Эксперт Северо-Запад» №15 (363) от 14 апреля 2008 года
Сокращение предложения элитных объектов на первичном рынке Санкт-Петербурга из-за нехватки участков в традиционных элитных зонах побуждает застройщиков все чаще выходить за границы этих территорий, пытаясь сформировать новые элитные ареалыКроме децентрализации рынка сокращение объемов строительства элитного жилья в Петербурге способствует росту цен, а также подталкивает застройщиков к комплексному освоению территорий и квартальной реконструкции. <...>
Специалисты утверждают: спрос на строящуюся элитную недвижимость в 2007 году вырос. Но первое полугодие прошло в этом смысле спокойно: активность наблюдалась в третьем и четвертом кварталах. <...>
Наличие собственной социальной инфраструктуры становится обязательной опцией элитных жилых комплексов. Мода на перечень инфраструктурных объектов все время меняется: вместо магазинов и баров теперь все чаще строятся оздоровительные и спортивные комплексы. Фитнес-центры уже не вызывают ажиотажа, на смену им приходят wellness-центры. Несмотря на моду, первый настоящий wellness-центр в Петербурге появится в лучшем случае в 2013 году как приложение к элитному коттеджному комплексу «Северный Версаль». <...>
Эксперты осторожны в ценовых прогнозах элитного рынка. Поскольку при расчетах необходимо учитывать множество факторов, оценки специалистов разнятся. Нижняя планка роста цен – 15%, верхняя – 40%. Первый квартал 2008 года уже продемонстрировал тягу жилой недвижимости вообще и элитных объектов в частности к подорожанию. Препятствий для дальнейшего роста цен нет, поводов для снижения, пока предложение заметно отстает от спроса, –тоже. <...>
Елена Зубова
Узаконенный произвол
«Эксперт Северо-Запад» №34 (382) от 1 сентября 2008 года
Подготовленный КГА проект Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга не дал ожидаемой четкости и предсказуемости регламентации строительного процессаПроект Правил землепользования и застройки Петербурга (далее – ПЗЗ), подготовленный Комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА), официально опубликован и третью неделю проходит процедуру публичных слушаний в районах города. Смольный предполагает к 21 ноября внести доработанный по результатам слушаний проект в Законодательное собрание для начала процедуры принятия ПЗЗ в качестве закона Санкт-Петербурга.
Это уже вторая попытка принятия Закона о ПЗЗ. В 2006 году процесс был остановлен под предлогом необходимости скорректировать только что вступивший в силу Генплан. Корректировка завершилась только в мае 2008-го. В результате строительный процесс в Петербурге до сих пор не имеет системного регулирования – почти для каждого конкретного проекта бизнесу приходится специально разрабатывать и потом мучительно согласовывать в инстанциях Временный регламент застройки (ВРЗ), на основе которого затем разрабатывается проект планировки и межевания территории.
При всей объективной сложности такого документа, как ПЗЗ, на его подготовку ушло достаточно времени, и общественность вправе была рассчитывать на появление более или менее кондиционного продукта. Однако этого не случилось. Уже первые рецензии независимых специалистов выявили серьезные недостатки.
Проведенное нами исследование обнаруживает принципиальные дефекты, не позволяющие ПЗЗ выполнять свое предназначение. Кроме того, КГА, ответственный за разработку ПЗЗ, допустил прямое нарушение ряда нормативных актов федерального уровня. Все это позволяет надеяться на то, что нынешний проект будет подвергнут серьезной корректировке, включая изменение основополагающих статей. <...>
Игорь Архипов
Санкт-Петербург