Крымский рынок земли также открыт для иностранных покупателей: любой может стать обладателем кусочка полуострова, если речь не идет о землях сельхозназначения. «Земельный участок иностранец приватизировать не может, однако может выкупить его у физического лица — предыдущего собственника (гражданина Украины), а затем продавать, дарить и прочее», — поясняет Наталья Завалишина.
Под давлением кризиса стоимость земли также повсеместно упала. Правда, если говорить о розничном рынке, то здесь цены просели незначительно — на 20–25%. Землю под индивидуальное строительство на ЮБК сейчас предлагают по цене от $5 тыс. до $25 тыс. за сотку.
Некоторые эксперты уверены, что покупка местной земли по сегодняшним ценам достаточно перспективное мероприятие для частного инвестора: ликвидный земельный участок в Крыму способен принести прибыль даже без особых усилий со стороны владельца. Дело в том, что в курортных зонах все труднее отыскать участок, который имел бы удачное месторасположение с целевым назначением «под застройку». Дефицит же поднимает цены на такие земли. Учитывая, что цены на участки на южном и северном побережье сегодня отличаются в два-три раза, им есть куда расти.
Важно только помнить, что земля таит в себе не только перспективы, но и риски. Когда едешь по Крыму, нередко в глаза бросаются пустующие территории земли, огороженные символическим забором. Как правило, на этих участках ничего не строится, в лучшем случае стоит деревянный сараюшко, имитирующий дом, или вовсе странное строение без окон вроде сколоченного наспех высокого ящика. Это земли, самовольно захваченные татарским населением.
Для покупателя земли в Крыму самозахваты — дополнительный риск: нет никакой гарантии, что через месяц-другой после покупки на приобретенном участке не вырастет небольшая халупа и какое-нибудь семейство крымских татар не заявит на него свои права. «Как правило, доказать через суд, что участок принадлежит добросовестному покупателю, а не представителям депортированного народа, удается. Но снести домик и выселить со своей земли непрошеных гостей даже с исполнительной службой сложно», — рассказывает Наталья Завалишина. Минимальна опасность стать жертвой «захватчиков» в Северном Крыму, где земля не пользуется особенной популярностью среди застройщиков, а, соответственно, захватывать участки с целью перепродажи не столь выгодно. «На Южном берегу Крыма самозахваты земли татарской диаспорой также огромная редкость»,— уверяет Сергей Елисеев. По его мнению, этот «бизнес» процветает исключительно в равнинных районах Крыма (вокруг Симферополя). Чаще всего захватываются госземли, причем по сговору с представителями власти, которые получают свой «откат». Затем земля через суды «очищается» и продается.