«Администрация Самарской области приобрела достаточно большое количество квартир на рынке, но, к сожалению, как сейчас это часто бывает, квартиры по своему размеру не все укладываются в стандарты, которые прописаны нашими решениями», — заявил вчера Владимир Путин на заседании президиума правительства в Москве. «Возникла идея расселять из аварийного жилья в эти достаточно неплохие квартиры, но формируя на их основе коммунальные квартиры. Этого не нужно делать. Нам не нужно плодить новые коммуналки. В рамках существующих программ по расселению аварийного жилья мы должны предоставлять людям отдельные квартиры. И, конечно, у нас существуют определенные нормы, и нужно стремиться к тому, чтобы эти нормы исполнялись». По мнению Путина, правоохранительные органы должны отнестись к этому вопросу «неформально». «Конечно, нужно следить за этими нормами, но корректировка вполне возможна, имея в виду реальную ситуацию на рынке жилья», — отметил премьер.
Свою позицию Путин, как известно, знакомый с проблемой коммуналок не понаслышке, уже довел до губернатора Самарской области Владимира Артякова. Уточнив при этом, что регион и так получает значительную сумму денег из федерального бюджета, а стало быть, может тоже раскошелиться. Кроме того, премьер уточнил, что «главным приоритетом является приобретение жилья для граждан, а потом уже помощь строительным компаниям, хотя это тоже важно». «И покупать нужно именно те квартиры, которые подходят под реализацию наших программ. Договорились?» — спросил глава правительства у своего заместителя Дмитрий Козака. И тот, конечно же, согласился с начальником.
В чем же суть интриги? Дело в том, что в этом году правительство Самарской области за счет средств, выделяемых на расселение ветхого жилья госкорпорацией ЖКХ, выкупило у застройщиков на первичном рынке 219 квартир на общую сумму 600 млн рублей. Летом квартиры должны быть переданы в безвозмездную собственность муниципалитету Самары в рамках антикризисной региональной программы — для решения проблемы расселения жителей из ветхого и аварийного жилья. Для Самары эта проблема крайне актуальна: несмотря на статус областного центра и миллионника, город на Волге является одним из лидеров в губернии (да и в стране, наверное, тоже) по количеству таких домов. По официальным данным, в Самаре насчитывается 3648 ветхих и аварийных зданий, площадь которых составляет почти 1 млн кв. м, при этом большая часть этих зданий — жилые.
Но в Самаре решить проблему с переселением жильцов разрушающихся домов особенно сложно, так как стоимость 1 кв. м здесь приближается к подмосковной (средняя цена составляет около 35 тыс. рублей за «квадрат»). Казалось бы, помощь губернского правительства могла бы стать серьезным подспорьем для муниципалитета. Но, оказывается, это не так. Дело в том, что ветхий жилой фонд — это, как правило, дома старой постройки, в которых созданы коммуналки, а размер площади, приходящийся на семью, очень невелик — примерно 20 кв. м. Согласно законодательству, гражданам, проживающим в ветхом жилье, необходимо предоставить квартиры аналогичного метража. Но где их взять? Среди выкупленных регионом для Самары 219 квартир 35 являются трехкомнатными, а все остальные — хоть и не хоромы, но тоже большей площади, чем жилье в ветхом фонде. Но если городские власти все же решатся выделить обитателям «избушек на курьих ножках» квартиры большего метража, это можно будет расценить как нецелевое расходование бюджетных средств. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе и в виде уголовной ответственности.
Поэтому городские власти обратились в управление Федеральной регистрационной службы РФ по Самарской области с просьбой разрешить им произвести размен квартир большой площади. Это тем более актуально, что в эксплуатацию сданы лишь 15 квартир. Также рассматривался вопрос о создании из квартир коммуналок, в которых смогли бы поселиться сразу несколько семей. Соответствующие хвалебные сюжеты на эту тему уже прошли по губернским телеканалам, создание коммуналок в них представлялось как уникальная забота о народе. Но потом свое слово сказал премьер-министр...
В мэрии Самары настроены решительно. «Если не будут совместно выработаны и предложены механизмы, позволяющие осуществить расселение жителей Самары с соблюдением норм жилищного законодательства и с учетом рационального использования бюджетных средств, городские власти Самары будут вынуждены от “подарка” областных властей отказаться», — говорится в сообщении управления информации и аналитики администрации города. Такое «формальное» поведение городских чиновников не случайно. Не секрет, что губернатор Владимир Артяков и мэр Виктор Тархов не являются политическими союзниками, поэтому градоначальник, и так постоянно испытывающий прессинг со стороны губернского правительства, всерьез опасается того, что в определенный момент «неформальная» позиция правоохранителей может смениться стремлением четко следовать букве закона. Так что пока вариантов выхода из сложившейся ситуации не видно. Более того, некоторые источники на условиях анонимности сообщают о том, что злополучные квартиры могут быть переданы стоящим на очереди муниципальным чиновникам. Правда, учитывая общероссийскую шумиху по этому вопросу, теперь реализовать проект по передаче жилья чиновникам (если он когда-нибудь существовал) будет непросто.
В целом же на общероссийском фоне результаты работы самарских чиновников выглядят явно слабыми. Для сравнения: в Челябинской области программа расселения ветхоаварийного жилья идет полным ходом. В декабре прошлого года по первой заявке на эти цели Южный Урал получил 952 млн федеральных рублей. Новые квартиры за счет этих денег получат более 3 тыс. человек. В марте госкорпорация одобрила вторую заявку Челябинской области: примерно 400 семей удастся расселить с помощью 351 млн рублей.