Отчаявшись продать дом американским покупателям, агенты певицы Бритни Спирс решили обратить свой взор на российский рынок. В качестве генерального агента по продаже особняка в Беверли-Хиллз выступило агентство недвижимости Doki. Дом в стиле эпохи Ренессанса с шестью спальнями и семью ванными комнатами, земельный участок с бассейном, SPA, беседка для барбекю, сад (общей площадью 2436 кв. м) — все это продается за $6,5 млн. При этом потенциальные покупатели получают приличную скидку, ведь еще в сентябре прошлого года дом выставлялся по цене $7,9 млн.
Скидку плюс бонус предлагает при продаже дома бывшая звезда американского футбола Дэн Марино, который не может найти покупателя на свой дом во Флориде в течение трех лет. Дэн и его жена выставили особняк в 2006 году за $15,9 млн, а сегодня ценник снизился до $13,5 млн. В нем 10 спален, 12 ванных, винный погреб, а на прилегающем к дому участке расположены еще две небольшие гостиницы и поле для гольфа. Чтобы хоть как-то привлечь внимание покупателей, футболист готов включить в стоимость дома и дизайнерскую мебель, которая обошлась ему в $1,5 млн. Столь щедрый дисконт для современного рынка элитного жилья вполне привычная вещь. Со скидками выставляются дома в самых престижных районах: Голливуд (Лос-Анджелес), Гринвич-Вилладж, Трайбека, Сохо, Аптаун (Нью-Йорк), Саус Бич (Майами). И не только в Америке — снижение цены идет повсюду: Англия, Австралия, Франция, Испания и т. д.
Ничего удивительного в этом нет, уверяют эксперты. Спрос сильно упал, и стандартные скидки составляют 10–20% начальной цены, но это не предел (см. «Кто больше?»). «Падение ценников не активизирует продажи: людей, обладающих свободными миллионами долларов, гораздо меньше, чем представителей среднего класса. Так что звезда ты или нет, цены сделок отражают спрос — люди платят столько, сколько могут выложить за жилье, а не сколько просит продавец», — говорит Лев К., эксперт по недвижимости из США. «Каждый третий владелец недвижимости в Майами продает ее по цене ниже той, по которой купил. И звезды шоу-бизнеса не исключение», — подтверждает Вероника Хаджи, партнер компании AVC Real Estate. Цены падают, а сроки реализации элитных домов и квартир увеличиваются. «Если раньше дом в США или замок во Франции стоимостью $10–20 млн, к примеру, продавался год-полтора, то теперь владельцам придется искать покупателя около двух-трех лет», — говорит Игорь Индриксонс, директор департамента инвестиций в зарубежную недвижимость компании IntermarkSavills.
Забытые имена
Ставка на российских покупателей вряд ли себя оправдает, так как для них фактор имени владельца практически не играет роли при принятии решения о покупке недвижимости за рубежом, утверждают риэлтеры. «Та или иная звезда спорта или шоу-бизнеса, известная на родине, может быть просто незнакома русским покупателям. Поэтому за имя последние переплачивать не станут. Это то же самое, если предложить американцу или японцу купить квартиру Киркорова. Есть, конечно, звезды мирового масштаба, но и здесь имя играет не самую важную роль. Через 20 лет кто вспомнит Бритни Спирс или Майкла Джексона, а тем более звезд более мелкого масштаба?» — объясняет Игорь Индриксонс. В компании Knight Frank также не замечают прямой зависимости между ценой дома и его принадлежностью какой-либо знаменитости. «При увеличении спроса на зарубежную недвижимость со стороны россиян, которое наблюдается в этом году, наши соотечественники остаются довольно равнодушными к “звездным” домам», — рассказывает Екатерина Тейн, директор департамента элитной недвижимости компании Knight Frank.
Даже в Doki не слишком рассчитывают найти покупателя на дом американской певицы, замечая, что знаменитые собственники сейчас не повышают вероятность продажи. «Покупки совершаются исключительно исходя из привлекательности объекта, потенциальной выгоды и пользовательских характеристик. Русские покупатели не очень активны: за две недели продаж особняка Бритни Спирс в Doki обратилось семь человек», — отмечает гендиректор компании Валерий Барнинец.
Большинство экспертов сомневаются, что покупка «звездной» недвижимости будет выгодной. «Инвестиционная привлекательность подобных объектов сомнительна. Приобретается дом по изначально завышенной стоимости, и нет гарантий, что известная личность, которой принадлежала эта недвижимость ранее, будет долго в памяти людей. Целесообразнее в настоящих экономических условиях не упустить момент и приобрести просто качественные объекты со значительными скидками. А вместе со стабилизацией мировой экономики стоимость приобретенной недвижимости значительно возрастет», — считает Екатерина Тейн.
Более того, «звездность» может влиять на стоимость дома как положительно, так и отрицательно. Шумные вечеринки, бесконечное присутствие папарацци и фанатов могут серьезно снизить ценность объекта. Например, когда продавали дом Пэрис Хилтон в Голливуде, агенты старались не афишировать имя скандальной владелицы. «Есть масса примеров, когда история или имя владельца дома негативно влияли на продажу. Люди хотят комфорта и уюта, а не слышать крики поклонников и фанатов под окном. К тому же современные звезды сами зачастую ведут шумный образ жизни. Большинство квартир известных персон у нас продаются без лишней огласки», — рассказывает Валерий Барнинец.
Ликвидная старина
У богатых соотечественников пользуются спросом не столько сами дома звезд, сколько объекты, расположенные в непосредственной близости к «звездным» районам (престижные районы Лондона, Нью-Йорка, Лазурного побережья Франции). «К примеру, недалеко от Нью-Йорка есть городки, где концентрация “звездных” владельцев очень велика. В таких районах стоимость дома и без имени владельца высока. То же самое можно наблюдать в Нью-Джерси, в таких городках, как Алпайн, Шорт-Хиллз, где входная ценовая планка — $2–3 млн за дом. Их владельцы и покупатели, как правило, очень богатые люди, для которых неважен “звездный” фактор дома или соседей. В своей будущей покупке они ищут гарантий защищенности личной жизни и престижа», — объясняет Мария Литинецкая, исполнительный директор компании Blackwood.
Эксперты отмечают, что, несмотря на кризис, спрос на качественную недвижимость за рубежом растет: в условиях нестабильности она представляется обеспеченным россиянам надежным вложением. «Нередко наши миллионеры руководствуются не статусом или инвестиционными перспективами, а более прозаическими мотивами: дом стоимостью несколько миллионов долларов можно оставить в наследство, не опасаясь, что сын или дочь промотают состояние, ведь чтобы продать его, потребуется год, а то и больше», — отмечает Игорь Индриксонс.
Многие готовы вкладывать деньги не в имя, а в историю — в дома, в которых жили известные политические деятели или происходили значимые исторические события. Так, сегодня Knight Frank ищет среди россиян покупателя, готового выложить €25 млн за замок Chateau de Villette, расположенный в предместьях Парижа. В нем проводились съемки фильма «Код да Винчи». Правда, ни принадлежность к кинематографу, ни история самого замка и его владельцев, которая тянется с XVII века, продаже пока не помогли. «Во Франции много домов “с историей”. Но местное законодательство накладывает определенные ограничения на работы по перепланировке и изменению фасада здания, если объект представляет собой историческую или архитектурную ценность», — объясняет Екатерина Тейн. Евроремонт не сделаешь, да и сарай вековой давности снести нельзя — возможно, это и отпугивает миллионеров из России, не привыкших ограничивать себя ни в чем.
Мнение профессионала
Алена Бригаднова, руководитель отдела управления реализацией компании «Калинка-риэлти»:
— На нашем рынке фактор известности бывшего владельца дома или квартиры практически никак не влияет на ценообразование. У нас нет такой практики, как в США, где существует целый культ квартир и домов знаменитостей, жить в которых престижно. Более того, там звезды легко могут формировать спрос даже на невостребованные районы и повышать стоимость недвижимости в них своей покупкой. Что касается случаев реализации квартир «с именами», то одна из самых известных историй — продажа квартиры Брежнева, но и здесь ее высокая цена была заслугой не имени бывшего владельца, а расположения и истории самого дома.
Юлия Лурье, эксперт компании «Инком-недвижимость»:
— Одно время агентства недвижимости играли на громких именах владельцев квартир — такие объекты можно было продать на 5–10% дороже. Однако этот этап длился недолго: с развитием рынка жилой недвижимости покупатели стали отказываться переплачивать за имя знаменитого предшественника, так как на качество самого объекта оно никак не влияет. Сейчас стоимость «звездных» квартир определяется так же, как и других аналогичных объектов, — в зависимости от расположения и архитектурного решения дома, его состояния, инженерных систем, инфраструктуры. Из «нематериальных» факторов учитываются вид из окон, имя архитектора или дизайнера.