.— Что представляет собой рынок строительства объектов энергетики сегодня и как повлиял на него финансовый кризис?
— С осени прошлого года на рынке возникла неопределенность. У заказчиков появились проблемы с финансированием. Многие компании оказались в ситуации, когда заказы есть, а денег у заказчика нет. Большая часть строек находится в подготовительной стадии, поэтому пока сложно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Многое зависит от позиции государства, которое выступало основным источником финансирования линейного и подстанционного строительства. Если в последние годы в этом сегменте было много строек, то сегодня реализуются в основном проекты реконструкции, строительство отодвинуто на задний план. Строительство объектов генерации и вовсе только начинало набирать обороты: прошла приватизация, появилась программа по вводу новых мощностей, были созданы предпосылки для кардинальных изменений. Конечно, было бы желательно, чтобы заявленный объем трехлетней программы Федеральной сетевой компании — 456 миллиардов рублей — сохранился. Урезание инвестиций, с одной стороны, убережет госкомпанию от значительных убытков. Однако, с другой стороны, создаст риски нормального функционирования энергосистемы. Сейчас требуются какие-то неординарные шаги, чтобы намеченные проекты двигались.
— На сколько сократились объемы работ и обороты вашей компании?
— В 2009 году рынок строительства энергетической инфраструктуры уменьшился примерно на 30 процентов. Что касается нашей компании, то мы весьма динамично развивались до 2007 года — обороты росли в разы. Сегодня у нас портфель заказов порядка 100 миллиардов рублей. Надеемся в этом году как минимум сохранить базовые прошлогодние показатели. В частности, оборот около 40 миллиардов рублей.
— Как кризис повлиял на стратегию развития компании?
— Сегодня идет жесткая конкурентная борьба за выполнение масштабных проектов. Если говорить о нашем холдинге, то мы диверсифицируем портфель заказов, стремимся к универсальности. Планируем участвовать в программах «Комплексное развитие Южной Якутии», «Урал промышленный — Урал Полярный», в тендерах на строительство инфраструктурных объектов в Сочи, инфраструктуры АТЭС-2012. Смотрим на зарубежные проекты, начинаем участвовать в тендерах. Это страны, где мы присутствовали еще в советские времена — Африка, Индия, Латинская Америка, арабские государства. Планируем выходить на рынок строительства автодорог и объектов ЖКХ. У нас для этого есть строительные мощности, проектировщики, достаточный инженерный потенциал, опыт сооружения переходов через автомобильные дороги, парк специальной техники — свыше 2000 единиц, в том числе более 170 автомобильных кранов. В состав холдинга входят четыре крупнейших проектных центра: СевЗап НТЦ, Инженерный центр энергетики Урала, Проектный центр «Энерго», Проектно-инженерный центр УралТЭП. Рассматриваются возможности новых приобретений в направлении дорожного и коммунального строительства.
— Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны западных компаний