М
алоэтажное строительство, в течение нескольких лет строительного бума пребывавшее на вторых ролях, во время кризиса заняло в отрасли ключевую позицию. Всё чаще можно услышать — в том числе в заявлениях федеральных чиновников — что развитие малоэтажного строительства становится чуть ли не единственной возможностью хоть как-то сдержать падение объёмов сдаваемого жилья.
В масштабах Южного федерального округа объёмы закладываемых многоэтажек пока можно назвать мизерными. И уже практически очевидно, что в 2011–2012 годах регионы ЮФО ждёт дефицит жилья — при условии возрождения спроса, разумеется. Не исключено, что в этих условиях востребованными станут технологии строительства быстровозводимых малоэтажных зданий. Но для этого производителям специализированных строительных материалов нужно решить принципиальные задачи — доказать властям, что новые технологии могут стать одним из локомотивов роста, и убедить строителей и потенциальных покупателей, что быстровозводимые дома не являются заморской диковинкой, непригодной для южнороссийских условий.
Растущая малоэтажка
О том, что малоэтажное домостроительство играет сейчас ключевую роль, говорят данные статистики за первую половину 2009 года. Так, по информации Краснодарстата, объёмы строительства жилья на Кубани в январе–июне текущего года сократились по сравнению с показателями прошлого года почти на 13% — до 1,435 млн кв. м. Большая часть построенных площадей — около 78% — приходится на частные домовладения. В Ростовской области отмечено снижение объёмов ввода жилья на 7,6% (до 791 тысячи кв. м). Однако частные застройщики на этом фоне показали рост в 18%, построив в первом полугодии около 621 тысячи кв. м. При этом в региональном комитете статистики отметили изменение структуры жилищного строительства: доля индивидуальной застройки в общем объёме построенного жилья увеличилась на 23,4% при одновременном снижении доли жилых домов, построенных организациями-застройщиками. Схожая ситуация в Волгоградской области: общий спад в отрасли составил 8,5%, но, по данным областной администрации, в сфере индивидуального строительства был отмечен рост на 11% (до 203 тысяч кв. м).
Похоже, именно частные домостроители во многом поддерживают сейчас спрос на традиционные строительные материалы — такие, как кирпич и силикатные блоки. К примеру, в компании «Глубокинский кирпич» (Ростовская область, входит в холдинг «ТИБЛ-Груп») «Эксперту ЮГ» сообщили, что в первой половине текущего года сбыт силикатной продукции увеличился по сравнению с прошлым годом на 5%. Накануне кризиса — в сентябре 2008 года — на заводе был завершён проект модернизации стоимостью порядка 7 млн евро, позволивший довести мощность предприятия до 130 млн условных кирпичей в год. По словам пресс-секретаря «Глубокинского кирпича» Ирины Мартыненко, оптимистичный прогноз развития ситуации на рынке предполагает, что предприятие сможет выполнить заложенный ранее годовой план — около 70 млн штук условного кирпича. «В настоящее время отсутствует стабильность, нет понятной динамики даже в краткосрочной перспективе,— отмечают в компании. — Если же темпы снизятся до среднегодовых, то рост будет существенно меньше, объём производства составит примерно 63–64 миллиона штук. При этом основными задачами на текущий год мы считаем дальнейшую оптимизацию издержек, позволяющую изыскивать финансовые ресурсы для проведения технологической инновации в условиях резко сократившейся рентабельности».
Пока что общей главной проблемой для производителей традиционных материалов и материалов для быстровозводимого жилья является падение платёжеспособного спроса. По предприятиям, выпускающим быстросборные деревянные конструкции, кризис ударил даже в большей степени, чем по кирпичным заводам. Объясняется это тем, что частные домовладения нередко строятся поэтапно: имеющиеся средства сначала вкладываются в фундамент, затем — в коробку, которая может простоять не один год — до следующего этапа. Технология же возведения деревянных каркасных домов не позволяет растягивать строительство на несколько лет — дом должен быть построен полностью в заданный срок. Понятное дело, что в настоящее время количество покупателей, способных сразу внести плату за дом, серьёзно ограничено.
Трудный старт
Хотя технологии быстровозводимых зданий не являются новинкой для южных регионов, за ними прочно закрепилось определение «нетрадиционных». Первые современные производства материалов для каркасных домов появились на Юге около семи лет назад. В частности, ещё в 2002 году в Ростовской области компания РНР наладила выпуск элементов для строительства каркасных коттеджей. Интерес к созданию таких производств сохраняется и сейчас. Зарегистрированная в Сочи компания «Европейский дом» заявила недавно о планах строительства в Горячем Ключе (Краснодарский край) завода по выпуску деревянных каркасов и панелей. По словам генерального директора «Европейского дома» Андрея Александрова, которого цитирует ИА «Интерфакс-Юг», площадка под цех уже подготовлена. Стоимость проекта относительно невелика — около 50 млн рублей. Годовая мощность предприятия предположительно может составить 30 тысяч кв. м жилья в год. «Мы собираемся построить первый дом прямо на территории завода, чтобы люди смогли прийти и наглядно увидеть, как будет выглядеть подобное жильё», — сообщают в компании.
Впрочем, заводы, выпускающие комплектующие для быстровозводимых домов, сталкиваются с трудностями, которые станут более заметными, когда спрос на жильё восстановится. Как правило, инициатором создания таких производств выступает малый и средний бизнес. Чаще всего первые очереди заводов или отдельный цех строятся под конкретные проекты коттеджной застройки. Однако, несмотря на активность региональных властей, декларирующих заинтересованность в притоке инвестиций, инициаторы проектов нередко испытывают серьёзные затруднения при поиске площадок под размещение предприятия; сложности возникают и с подключением к инженерным сетям. Показателен пример завода «Термосталь», построенного компанией «Строительство 21 век» в Абинске (Краснодарский край). По информации «Эксперта ЮГ», одной из главных задач предприятия по выпуску пенополистирольных панелей на первом этапе было обеспечение строительства в Абинске крупного коттеджного посёлка. Под эти цели был выделен земельный участок площадью около 60 га. Были даже построены несколько пилотных коттеджей из материалов, произведённых на аналогичном предприятии в Подмосковье. Кроме того, компания и кубанская администрация вели переговоры с Минобороны РФ о строительстве быстровозводимых домов для военнослужащих на территории Краснодарского края. Предприятие по выпуску планировалось запустить ещё в конце февраля текущего года. Мощность первой очереди — около 200 тысяч кв. м плиты в год, в дальнейшем мощность планировалось увеличить более чем в два раза. Однако старт был отложен из-за того, что компании не удалось договориться о выделении лимитов потребления газа с поставщиком — «Краснодаррегионгазом». В настоящее время, как уточнили «Эксперту ЮГ» в администрации Абинского района, предприятие не начало работу. В компании отказываются комментировать сложившуюся ситуацию. По словам заместителя главы района по экономическим вопросам, строительству и транспорту Александра Васильева, для запуска предприятия требуются дополнительные инвестиции в размере порядка 200 млн рублей — эти средства нужны в том числе для закупки сырья и оплаты поставок газа.
Клеймо нетрадиционных технологий
Для того чтобы производители быстровозводимых зданий стали играть заметную роль в возрождении строительной отрасли, нужно избавиться от недоверия к новым технологиям со стороны как потенциальных покупателей жилья, так и проектировщиков и строителей. Как отметил в беседе с «Экспертом ЮГ» директор «Домостроительного комбината “Росвуд”» (Ростовская область) Владимир Шопин, технологии быстрого возведения — как отечественные, так и зарубежные — пока что редко используются проектными институтами. «Институты, где работают безусловно хорошие специалисты старой закалки, по большому счёту с нашими технологиями не знакомы. Поэтому из проекта в проект кочуют решения, заложенные ещё в 60-х годах прошлого века. После того, как такие решения уже включены в проект, заказчику не с руки что-либо менять», — рассказывает г-н Шопин. Характерным примером, по его словам, является использование устаревших технологий, требующих большого расхода материалов при возведении большепролётных перекрытий крыш. Однако, как рассчитывают в компании, со временем производителям быстровозводимых конструкций удастся сломать стереотипы. Комбинат уже участвует в программе реконструкции домов культуры и спортивных залов в Ростовской области — предприятие поставляет современные стропильные конструкции. Сейчас компания ведёт переговоры со строительными вузами о включении в образовательные программы курсов, которые знакомили бы студентов с технологиями быстровозводимого жилья.
Ещё одна болевая точка для производителей быстровозводимого жилья — сохраняющаяся зависимость от зарубежных поставщиков оборудования и сырья. Технологии, как правило, завозятся из Северной Америки и Европы, где коттеджное домостроение хорошо развито. «Известно, что поставщики технологий привязывают российские компании не только к оборудованию, но и к определённому виду сырья. Случилось падение рубля — теперь за комплектующие и ремонт оборудования многим производителям приходится платить заметно больше, чем до кризиса», — считает руководитель ООО «Элевит» (Волгоград) Валериан Соболев. Не исключено, что кризис поможет начать избавляться от такой зависимости. У того же «Элевита» есть собственная разработка — строительная система с использованием тонколистового металла и дерева. По словам представителей компании, одна из главных задач, которая ставилась при разработке технологии — максимальная энергоэффективность здания. Так, в условиях Волгоградской области для обогрева здания в зимний период достаточно мощности около 40 Вт на кв. м — т. е. поддерживать комнатную температуру можно за счёт собственного тепла дома ( от горячего водоснабжения, кухонных приборов, солнца).
Возможно, к моменту появления платёжеспособного спроса кое-что изменится и в менталитете заказчиков малоэтажного жилья. «Не секрет, что частные домостроители зачастую используют по большому счёту ворованные материалы. Кто-то договорился с водителем цементовоза, у кого-то связи на стройке. В такой ситуации скорость строительства, разумеется, не является критическим параметром, — рассуждает исполнительный директор Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства Пётр Казьмин. — Однако менталитет населения со временем меняется. Да и воровать стройматериалы становится всё сложнее. Рано или поздно и заказчики, и строители, и власти поймут, что по-настоящему решить проблемы с жилищным строительством можно только за счёт создания индустриального потока. А это как раз напрямую относится к технологиям быстрого строительства малоэтажки».