Девелоперу Светозару Дарневу удалось невозможное. Его компания «Антар» продает комфортное жилье в пригороде Новосибирска всего по 15–19 тыс. рублей за квадратный метр. Небольшие студии в мансардах, пока были в наличии, обходились покупателям в 500 тыс. рублей. Это невероятно дешево даже по меркам нацпроекта «Доступное жилье», где недавно застройщикам был поставлен ориентир 30 тыс. рублей за метр.
«Антар» строит в поселке Октябрьский, расположенном в 12 километрах от областного центра, на автотрассе Новосибирск—Томск. Сданы в эксплуатацию первые четыре малоэтажных 14-квартирных дома. Почти все квартиры уже распроданы, причем самые дешевые студии в мансардах ушли за несколько дней. И это в то время, когда рынок новостроек в Новосибирске практически замер, несмотря на падение средней цены продаж с 60 до 30 тыс. рублей за метр, что уже близко к себестоимости.
Народный таунхаус
«Мы нашли на рынке незанятую нишу: новостроек в низшем ценовом секторе практически нет. При этом мы доказали, что за счет современных материалов и технологий можно строить дешево. Мы считаем, что эксперимент удался», — говорит глава компании «Антар» Светозар Дарнев.
Как девелоперу удалось получть столь низкую цену продаж? Слагаемых успеха несколько. Первое — «Антар» начал строить в пригородной зоне. Естественно, земля там дешевле, чем в городе. Но важно и другое: всем известно, что так называемая цена согласований резко удорожает себестоимость городской застройки. В пригороде, особенно в небольших поселках, она гораздо ниже.
«По нашим подсчетам, около 40 окружающих Новосибирск поселков городского типа обладают достаточной инженерной и социальной инфраструктурой, чтобы строить в них новое жилье. Но местное население в основном неплатежеспособно. Значит, требуется чем-то привлечь городских покупателей. Покупателей интересуют цена и качество жилья, а также транспортная доступность и хорошая экология. Поселок Октябрьский подходит по всем статьям», — рассказывает Дарнев.
Второй момент — снижение себестоимости строительства. Дома построены из утепленных пенобетонных блоков собственной разработки и собственного производства. У «Антара» есть своя производственная база, строительные бригады и транспорт. Компания самостоятельно выполняла функции заказчика (согласования, земля, продажи, юридическое сопровождение и так далее). Таким образом, сквозная экономия достигалась на всех этапах инвестиционного проекта.
Третье — застройщик жестко ограничил себя по рентабельности. «Мы решили не жадничать и заложили рентабельность всего в 12 процентов. Этого вполне достаточно для нормального развития фирмы. Заметьте, что до кризиса 100 процентов было нижней планкой для избалованных высоким спросом предпринимателей-девелоперов. Экономический кризис как раз и возник от всеобщей жадности, и выйти из него можно только умерив аппетиты», — комментирует Дарнев.
Четвертое — экономичный архитектурный проект. «Антар» пошел против сложившегося в Новосибирске стереотипа «в пригороде надо строить индивидуальные д