На минувшей неделе в Латвии заключена самая необычная сделка с недвижимостью за последний год, если не сказать – за десятилетие. С аукциона продан город-призрак Скрунда-1 – бывший сверхсекретный советский военный объект. Покупателем официально стала самарская фирма «Алексеевское-Сервис», однако латвийские эксперты полагают, что она действует в интересах другого, неизвестного на данный момент лица. Предполагается, что на месте сверхсекретного объекта может быть создана свиноферма или региональный центр логистики. Однако на данный момент цель, с которой за 3 млн долларов куплен город-призрак, – тайна, покрытая мраком.
Секретный город
История Скрунды-1 начинается в 1960-х годах, когда тут было решено построить станцию раннего обнаружения Прибалтийского военного округа (ПрибВО). В 1969 году в городке установили радиолокационную станцию (РЛС) «Днепр», оснащенную четырьмя радарными антеннами, способными фиксировать до 7,5 тыс. объектов в день. В 1994 году Россия заключила с Латвией договор, по которому радар мог оставаться на латвийской территории до августа 1998-го (еще одну, недостроенную РЛС «Дарьял», взорвали в 1995-м). До октября 1998 года шел демонтаж, затем российские войска покинули территорию Скрунды-1. С тех пор объект стал называться Межотне и был законсервирован. Секретный городок состоял на государственном балансе. Жителей здесь не было, хозяйственная деятельность не велась. Единственными обитателями остаются охраняющий городок полицейский и собака Рекс.
Правительство Латвии долго искало применение пустующему городу. Обсуждалась возможность переоборудовать его под социальные проекты – сделать местом обитания малоимущих пенсионеров. Благо в городском хозяйстве 63 здания, в том числе десять многоэтажек, гостиница, поликлиника, госпиталь и детский сад. В советские времена здесь проживали более 600 военнослужащих и 10 гражданских лиц.
Все продать
Решение продать городок появилось у латвийского правительства во время кризиса. Начальная стоимость лота – 153,9 тыс. латов (323,4 тыс. долларов). Учитывая объем хозяйства, это крайне низкая цена даже во времена кризиса. Из этой суммы почти 147 тыс. латов – цена земли (общая площадь – 451 тыс. кв. м), а в 7 тыс. латов оцениваются постройки. Победителю аукциона предоставляется рассрочка на десять лет. Латвийское агентство приватизации, организовавшее торги, отметило, что Скрунда-1 представляет интерес для многих потенциальных покупателей, однако для участия в аукционе зарегистрировались всего три компании – две российские и одна из Азербайджана. Тем не менее по итогам торгов цена лота выросла в десять раз и городок достался предприятию из Самары «Алексеевское-Сервис» за 1,55 млн латов (около 3 млн долларов). Эта цифра несказанно шокировала местных экспертов, не ожидавших такого роста цены объекта, который и в более стабильные годы никто не хотел покупать.
Надо сказать, что о самарской фирме известно крайне мало. «Алексеевское-Сервис» зарегистрировано примерно год назад в Самарской области в поселке Кинельский. Род ее деятельности довольно разнообразен – от торговли недвижимостью (фирма действительно покупает недвижимость на аукционах) до свиноводства и производства комбикормов. Компания уже успела поучаствовать в аукционе Министерства природопользования Самарской области на право аренды трех лесных участков, однако конкурс проиграла. Компания на 100% принадлежит ее генеральному директору Владимиру Кузьмину.
Жить вместе с призраками
Будущее объекта весьма туманно – какой-либо официальной информации от покупателя получить не удалось. Латвийский представитель компании так и заявил: покупатель хочет все скрыть. Сейчас победитель аукциона должен выплатить городу компенсацию за содержание объекта на текущий момент – около 100 тыс. долларов – и в дальнейшем волен распоряжаться приобретенной землей и недвижимостью по собственному усмотрению.
«Возможно, „Алексеевское-Сервис“ – лишь посредник. В воскресенье утром в интернете промелькнуло сообщение, что деньги на покупку дает российская компания „Байкалфинансгруп“. Кроме того, мне звонили в пятницу вечером из одной российской фирмы и сказали, что здесь будет построен свиноводческий комплекс на 120 тыс. голов», – заявил в интервью латвийской газете «Телеграф» бывший наблюдатель ОБСЕ Интс Фолкманис, следивший за деятельностью советской радиолокационной базы.
«Это очень странная, необычная сделка. Я бы не сказал, что она может быть спекулятивной, так как спекулятивный порог тут превышен в несколько раз. На мой взгляд, объект куплен под какой-то конкретный индустриальный проект и под конкретного заказчика. Стоит ожидать на этом месте появления некоего производства – индустриального или сельскохозяйственного. В Скрунде очень мощная инфраструктура и большое количество неквалифицированной рабочей силы – самая хорошая „закваска“ для крупного проекта. Речь о покупке Скрунды-1 шла довольно давно. Однако раньше, во время бума недвижимости, за нее хотели совершенно другие деньги. И то, что Агентство приватизации продало объект за 1,5 млн латов, – большой успех», – говорит руководитель риэлторской компании NIRA Fonds Вадим Марков.
Другие специалисты также считают эту сделку очень странной и не знают, чего от нее ожидать. «Я не вижу перспектив развития. Если есть очень сильный инвестор, который знает, что будет там делать, то покупать такой объект можно. Я бы не купил эту землю и за полмиллиона, потому что там даже картошку нельзя нормально посадить. Город – как чернобыльская Припять: экология – на нуле. Так что сделка мне совершенно непонятна. Может, они и правда хотят восстановить там радар?» – шутит глава инвестиционной компании ARCO Real Estate Виктор Савин.
«Очень интригующая сделка, особенно на общем фоне умирания рынка недвижимости. Понятно, что за ней стоит мощный российский инвестор, у которого есть интерес в регионе, и интерес этот – не спекулятивный. Мне не верится в то, что на месте военного городка будет свиноферма. Скорее это проект, который связан с логистикой, ведь рядом порт Вентспилса, к которому есть отличные подъездные пути, а сама площадка имеет хорошую инфраструктуру», – рассуждает руководитель латвийской Ассоциации торговцев недвижимостью Милана Скумбиня.
Эксперты полагают, что активная работа вокруг купленного городка начнется вместе с ростом экономики, то есть минимум через год. Тогда же станет известно, во что превратится бывший советский секретный объект.
«Там очень хорошее электроснабжение, есть газовое хозяйство, хороший фундамент, широкие подъездные пути. Все это можно использовать при создании мощного производства. Однако жилой фонд городка находится в крайне плачевном состоянии и дешевле построить новые дома, чем восстанавливать старые», – отмечает Фолкманис.
Кладбищенский туризм, или Припять-2
Следует отметить, что бывший военный городок интересен и как туристический объект. Из него можно сделать своеобразный парк аттракционов советской эпохи. Подобный парк действует в Лиепае – это военная тюрьма Караосты, расположенная на бывшей военно-морской базе, построенной еще в царские времена. «Постояльцев» тюрьмы – иностранных туристов – переодевают в арестантские робы и предлагают прочувствовать все прелести тюремной жизни.
В свою очередь, украинский город-призрак Припять, опустевший после аварии на Чернобыльской АЭС, давно стал излюбленным местом паломничества туристов со всего мира. За несколько сотен евро любой желающий может купить экскурсию в закрытый город и посмотреть на радиоактивные развалины места, бывшего в свое время гордостью СССР. Предприимчивые украинские коммерсанты создали настоящую индустрию туризма в Припяти – тур уже можно купить на городском сайте. Есть аналогичный сайт и у Скрунды-1, правда экскурсии по городку пока не продают.
Как взрывали деньги
Судьба локатора в Скрунде крайне интересна с экономической точки зрения. Дело в том, что ликвидация уникальной РЛС была политическим решением. Она сопровождалась активной экологической кампанией о вреде излучения радара и о том, что его существование крайне пагубно сказывается на экологии. При выходе с территории Латвии российская армия разрушила все ключевые системы объекта, так что восстановить прежнюю функциональность было бы крайне сложно.
Правительство США выделило 7 млн долларов на ликвидацию станции. Изначально конкурс на взрыв радара выиграла латвийская фирма, но позже миллионный контракт отдали американской компании. Дело в том, что локатор возводили с расчетом на вероятный ядерный удар, так что в строительстве применялись самые современные на то время железобетонные конструкции, способные выдержать прямое попадание 10-килотонного ядерного заряда. Демонтировать такую конструкцию крайне сложно, поэтому подготовка к взрыву заняла целый год, а при подрыве использовали несколько тонн динамита.
В 1994 году РЛС очень заинтересовалось руководство NASA. Американские астрофизики хотели получить локатор в свое распоряжение, так как он способен не только фиксировать пуски баллистических ракет, но и сканировать далекий космос. NASA даже направило группу ученых на переговоры в Ригу, с тем чтобы выкупить у латвийского правительства локатор. Агентство было готово платить 1-3 млн долларов в год за то, чтобы объект не сносили. Однако решение по этому вопросу уже было принято в Вашингтоне и физикам NASA так и не удалось отстоять уникальный объект.
Тем не менее американцам удалось получить другой российский радиокосмический объект в Латвии – 32-метровый параболический радар «Звездочка» под Вентспилсом. Бывший военный радар, состоящий из двух параболических антенн (32 и 16 м), сейчас используется в качестве радиотелескопа. Он собирает сигналы, приходящие на землю из космоса, и анализирует их. При его помощи доказано одно из самых важных открытий XX века в астрономии – красное смещение.
Рига