Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Непривычно стоять к покупателю передом


Прошлый год оказался чрезвычайно сложным и для тех, кто строит, и для тех, кто продаёт недвижимость, заставив и тех, и других активно искать новые возможности для развития, а то и просто сохранения своего бизнеса. Мы на этом фоне можем выделить два новых тренда в строительстве. Условно их можно назвать «малоэтажки» и «малометражки». Пожалуй, только эти секторы жилищного строительства не только не пострадали от кризиса, но и демонстрируют рост. Корни и предпосылки их роста разные, целевые аудитории и перспективы — тоже, но тренд, безусловно, один — попытки девелоперов вывести на рынок самые востребованные предложения.

Малоэтажки, если говорить о промышленном возведении коттеджных посёлков, — тренд на перспективу. Он зародился на Юге лишь за два-три года до кризиса и находится только в самом начале формирования. Тут, собственно, и продажи-то толком ещё не начались, а сами проекты находятся пока в стадии реализации, но интерес и потенциальных потребителей, и девелоперов — колоссальный. Безусловно, этот тренд весьма перспективен, что косвенно подтверждает ошеломительный рост — до 60–70% — индивидуального строительства в городах, где раньше он едва дотягивал до 10% от общего жилищного строительства. Свой частный дом, свой земельный участок исторически и традиционно на Юге воспринимался людьми более позитивно, нежели квартирка в бетонном муравейнике. Подогревает тренд государственная политика (правда, пока больше декларируемая, нежели реально осуществляемая) по стимулированию малоэтажного и индивидуального строительства. Проблемам и перспективам малоэтажного строительства на Юге был посвящён круг­лый стол, проводившийся в декабре журналом «Эксперт ЮГ» и группой компаний «Европа Инвест» в Краснодаре, анализу особых проблем этого сегмента, вызывающим горячие споры, мы посвятим отдельные публикации.

Малометражки, или квартиры малой площади, напротив, — это исключительно временный антикризисный вариант и для строителей, и для покупателей. И он, скорее всего, канет в Лету после стабилизации строительного и жилищного рынка, оставив, возможно, единичные проекты где-нибудь на заводских окраинах мегаполисов. О нём и сегодня многие застройщики говорят неохотно, будто стесняясь, что пали столь низко и вынуждены строить те самые ульи, да ещё сомнительной ценности для достойного качества жизни и со столь же сомнительными градостроительными перспективами. А ведь стесняются зря.

Оба тренда объединяет одно, очень ценное для любого успешного бизнеса качество: и в том, и в другом случае на рынок поставляется продукт, удовлетворяющий реальный спрос, а не тот, который существовал лишь в головах девелоперов и их консультантов, разбалованных докризисной дешевизной кредитных ресурсов, всеядностью покупателей, покупающих зачастую жильё не для того, чтобы жить, а чтоб вложить деньги. Ведь до кризиса, купив в январе и продав в декабре квартиру, можно было заработать от 25 до 30%! Поэтому и гребли всё, что строилось — только успевай. Уход с рынка жилищных инвесторов среднего класса, провал ипотеки сузили спрос на новое жильё настолько, что строителям пришлось заняться изучением точек реального спроса — повернуться к потребителю лицом и попытаться понять, чего он хочет и сколько готов за это платить. Повернуться лицом и к риэлторам, осознав, что это не просто посредники между производителем и покупателем, а специалисты, обладающие самыми полными и достоверными знаниями об ожиданиях, потребностях и возможностях потенциальных покупателей, а значит — носители бесценной маркетинговой информации, которой они с радостью делятся, если их об этом спрашивают. В результате этих действий появился продукт, который весьма бойко продаётся даже на полумёртвом рынке. Несмотря на то, что есть сомнения относительно перспектив продукта, с точки правильности бизнес-решения и его полезности для всех участников рынка — сомнений нет. Впрочем, на круглом столе в Краснодаре звучали опасения экспертов о том, что, как только ситуация в сфере недвижимости стабилизируется, всё вернётся на круги своя, реальный маркетинг окажется позабыт, и нас снова будет ждать рынок продавца.