На территории бывшей фабрики «Красный Октябрь» с лета начинает работу архитектурно-медийная школа. Это еще один штрих к проекту ревитализации в прошлом фабричного квартала, который расположен рядом с Кремлем. Правда, вместо обещанного много лет назад респектабельного района с дорогими апартаментами-лофтами здесь полным ходом идет формирование так называемого креативного кластера. Помещения в основном арендуют галерейщики, архитекторы, дизайнеры, художники, рекламщики, представители творческих профессий и продавцы их работ. Здесь же открываются необычные клубы и рестораны.
Проект на «Красном Октябре» весьма показателен: в Москве промышленную недвижимость все чаще трансформируют в креативные кластеры. За этим можно разглядеть сочетание сразу двух тенденций. Во-первых, во всем мире развитие креативной индустрии и особых территорий, с ней связанных, — один из главных трендов в развитии городов. В Москве эта тенденция тоже начинает проявляться все сильнее. Во-вторых, кризис подкорректировал планы девелоперов снести старые заводы и построить на их месте офисы и жилье. Если фабрики нельзя снести, значит, надо использовать их пространства: создание креативного кластера — не самый плохой вариант новой жизни для промышленной недвижимости.
К тому же старая индустриальная архитектура центра города все больше входит в моду. Необычные пространства с высокими потолками привлекают и рестораторов, и галерейщиков, и других потенциальных арендаторов. Индустриальная эстетика сегодня настолько популярна, что даже новые рестораны и кафе все чаще отделывают «под завод».
Креативщики приносят в города жизнь
Основные «жильцы» креативных кластеров недвижимости — представители творческого класса. По определению экономиста Ричарда Флориды, написавшего об этих людях уже несколько книг, ядро такого класса — те, кто занят в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений. Их экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий, нового креативного содержания. Помимо ядра Флорида говорит также об обширной группе специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности, которые проявляют свой творческий нрав в составе нетворческих компаний. «Эти люди занимаются решением сложных задач. Для чего требуется независимость мышления, высокий уровень образования и человеческого капитала. Все представители творческого класса — будь то художники или инженеры, музыканты или специалисты по вычислительной технике, писатели или предприниматели — разделяют общий творческий этос, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги. Для тех, кто входит в креативный класс, все аспекты и все проявления креативности — технологические, культурные и экономические — взаимосвязаны и неразделимы», — пишет Флорида в одной из книг.
На сегодняшний день креативный класс уже повсеместно признается новым двигателем постиндустриальной экономики. В Лондоне и Нью-Йо