На нынешнюю весну девелоперы возлагали большие надежды. Они рассчитывали, что спрос резко возрастет, и тогда можно будет поднять цены. Надежды оправдались наполовину. Застройщики довольны весенним объемом продаж — по оценкам ряда экспертов, он приблизился к объемам 2006–2007 годов, а вот цены не выросли. Многие девелоперы смогли только уменьшить скидки и отказаться от спецпредложений. Но не более того. Ажиотажный спрос не пришел.
Предпосылок для роста цен нет
В марте–апреле уровень продаж новостроек в Москве был довольно высоким. Конечно, его нельзя сравнить с аналогичным месяцем бурного 2008 года, когда покупатели стояли в очередях в офисах застройщиков и буквально сметали квартиры. Но с активностью более спокойного 2007 года он уже сопоставим.
Постепенное оживление рынка иллюстрирует еще одна тенденция. Нынешней весной квартиры стали продаваться на ранней стадии строительства — к примеру, когда построено два-три этажа. Связано это с появившимся ощущением стабильности — правительство объявило об окончании кризиса, значит, все теперь будет хорошо. О начавшемся процессе восстановления говорит и появление инвесторов, которые надеются сыграть на росте рынка.
Цены на рынке новостроек уже на протяжении нескольких месяцев растут на 1–1,5%. В основном это связано с уменьшением скидок, отменой специальных предложений, а также вымыванием дешевых вариантов. Застройщики, решившиеся на резкое повышение цен, обычно сталкиваются со значительным падением числа сделок. Но девелоперы, идущие таким путем, есть. Так, например, в первом квартале 2010 года произошло повышение цен в «Остоженке Парк Палас». В проекте «Садовые кварталы» за то же время цены выросли с 6200 до 7000 долларов за метр. На элитные новостройки рост цен не превысил 2%.
Вместе с тем в апреле с рынка было вымыто большое количество дешевых квартир. Нижняя ценовая планка на рынке новостроек поднялась, однако потенциала для дальнейшего роста цен даже в нижнем ценовом сегменте пока нет. Для покупателя решающим фактором при выборе квартиры экономкласса остается цена, поэтому при попытке застройщика поднять ее клиент уходит, делая выбор в пользу другого проекта.
Новых проектов на рынок новостроек выводится немного — два-четыре в месяц. Однако объем нераспроданных квартир достаточно высок и говорить о дефиците предложения нет никаких оснований.
Бросовые цены только в рекламе
«Квартиры от застройщика от 75 тысяч рублей за кв. м» — такого рода рекламу можно еще встретить на улицах Москвы. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что сулящие Клондайк рекламные предложения обычно не соответствуют действительности. Есть два варианта, связанных с откровенно низкими ценами.
Вариант один: низкая цена существует, но она действительна только для определенных квартир. К примеру, большой площади. Так, в проекте «Царицыно» декларируется цена от 78 тыс. рублей за 1 кв. м. Однако фактически по этой цене можно купить лишь большую трехкомнатную квартиру площадью от 105 кв. м, что в итоге выливается в немалую сумму