Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Стройки обгоняют арендаторов


Московский рынок коммерческой недвижимости приходит в себя после прошлогоднего кризиса продаж. В первом квартале сдано в аренду и куплено около 270 тыс. кв. м складов и порядка 250 тыс. кв. м офисов. Это в три-шесть раз больше, чем в январе-марте 2009 года. Ажиотажный спрос возник на торговые помещения формата street-retail, расположенные на оживленных улицах города. Риэлтеры утверждают, что на 97% заполнены наиболее крупные и популярные торговые центры.

Главное отличие нынешнего рынка от докризисного заключается в том, что плавное восстановление спроса сопровождается резким увеличением объема предложения во всех сегментах. Интенсивный ввод новых офисных, торговых и складских комплексов, строительство которых началось до кризиса, пока не позволит игрокам воспользоваться новой конъюнктурной волной и вернуть арендные ставки на докризисный уровень.

Пафос переезжает

По словам участников рынка, быстрее всего реанимируется сегмент торговой недвижимости. По оценкам компании «Ватком», посещаемость крупных торговых центров возросла на 15% по сравнению с докризисным 2008 годом. Активность в ритейле объясняется не только восстановлением оборотов розничной торговли, но и активным ростом спроса на недвижимость со стороны новых игроков. Например, одним из них недавно стала японская сеть Uniqlo: она заняла опустевшие площади магазина «Арбат Престиж». Недвижимостью стали интересоваться новые операторы рынка товаров для дома («Все до лампочки», «Домания»), региональные сети (магазины обуви «Палатин», «Легкий шаг», одежная марка Elis), зарубежные компании (Thomas Sabo, Inditex, Burger King, Home & You, Stokmann). По данным Colliers International, ищут площадки для размещения магазинов Adidas, американский обувной оператор Steve Madden. Сеть Wal-Mart увеличила штат российского офиса — не исключено, что вскоре компания начнет работать в России.

Более медленное восстановление офисного и складского рынков отчасти объясняется инертностью этих сегментов, которые функционируют по закону сообщающихся сосудов. Новые игроки здесь редкость. Львиная доля сделок — это перезаключение договоров на новых условиях либо смена дислокации с незначительным расширением занимаемых площадей. Так, на складском рынке преобладают сделки с помещениями площадью менее 8 тыс. кв. м (65%). По данным компании Knight Frank, средний размер площади в заявках арендаторов продолжает уменьшаться. Наибольшую активность проявляют операторы розничной торговли и производители товаров FMCG. В то время как логистические операторы (лидеры по объему арендуемых площадей до середины 2008 года) вообще незаметны.

Аналогичная картина наблюдается и на офисном рынке. «В прошлом году компании ужимались: сокращали площади, не оставляя ничего на развитие. Думали, что в этом году будет еще хуже. Но теперь некоторые вновь планируют развиваться. Такие арендаторы, конечно, берут не в три раза больше площадей, чем надо, как это было до кризиса, чтобы потом половину сдать в субаренду. Но как минимум на 20–30 процентов рас