В кризис многие игроки рынка недвижимости, столкнувшись с резким снижением спроса на жилье и дефицитом банковского финансирования для развития проектов, стали искать новые бизнес-направления. Одним из них стал fee-development — услуги по управлению чужими девелоперскими проектами. В частности, спрос на такую услугу предъявили крупные подмосковные землевладельцы. Управлять проектами берутся отколовшиеся от крупных девелоперских компаний трудовые коллективы топ-менеджеров.
Компания Kaskad Family была создана в 2008 году выходцами из «Родекс групп» — холдинга, считающегося одним из крупнейших операторов рынка загородной недвижимости. Накопленный за время работы в «Родексе» опыт оказался востребован. Одним из крупных клиентов Kaskad Family стали структуры, аффилированные с группой «Коалко» известного предпринимателя Василия Анисимова, владеющие крупными земельными участками на юге Подмосковья. Kaskad Family получила контракты на управление земельными активами этой компании. Сейчас на разной стадии реализации находится сразу несколько проектов строительства коттеджных поселков с площадью застройки от 15 до 60 га каждый.
Об опыте управления проектами, а также об изменениях, которые происходят на рынке загородной недвижимости, рассказывает председатель совета директоров Kaskad Family Валерий Мищенко.
— Как получилось, что вы стали фи-девелопером?
— Как таковой модели фи-девеломента на рынке загородной недвижимости до 2008 года не существовало. Но в кризис мы увидели, что много активов находится в руках у компаний, для которых бизнес, связанный с «загородкой», является непрофильным. Девелоперскую компетенцию внутри себя формировать долго и неэффективно, хотя некоторые пошли по этому пути, учредив дочерние компании и поручив им коммерциализацию земельных активов. В целом же многие финансовые структуры, которым достались в качестве обеспечения земля или другая недвижимость, оказались на распутье. Землевладельцы стали искать возможности для выхода в деньги. При этом оптовый рынок перестал существовать: сделок с крупными участками до сих пор почти нет. И мы поняли, что, собрав компетенции под одной крышей, можно стать полезными для таких структур с точки зрения превращения земли в деньги. Кстати, я уверен, что наши услуги еще долго будут востребованы. Ведь что мы видим сегодня: многие компании сильно закредитованы — особенно те из них, кто огульно скупал активы. Но списывать им долги банки не собираются. Такие игроки уже оказались в долговой яме. Возможно, в середине прошлого года многие реструктурировали свои взаимоотношения с кредиторами. Но за год рынок кардинально не изменился. Резкого всплеска спроса не произошло. Поэтому очередная волна банкротств, которая будет сопровождаться отъемом заложенных по кредитам активов финансовыми институтами, возможна уже весной следующего года. При этом банки либо сами начнут формировать девелоперские компании, либо будут вынуждены привлекать структуры, аналогичные нашей.
— Есть ли у вас конкуренты? Какие модели управл