Как заявил вчера после переговоров с руководством Томской области заместитель министра обороны РФ Григорий Нагинский, специально прилетевший в Томск для решения вопроса, госпиталь и поликлиники расформированного ТВМИ сохранят профиль деятельности и будут переданы в ведение региона. «Мы договорились, что клинический комплекс — здания госпиталя, поликлиник в Северске и Томске вместе с оборудованием — министерство обороны передаст на баланс региона. Чтобы военнослужащие, за которых мы несем ответственность, были прикреплены к этим учреждениям и спокойно обслуживались, сохранив для этого комфортные условия. Передача будет осуществляться на обоюдовыгодных для министерства и субъекта федерации условиях», — отметил Нагатинский.
Напомним, как сообщал ранее журнал «Русский репортер», госпиталь и поликлиника при ТВМИ уже много лет были встроены в региональную систему здравоохранения. Кроме военных, здесь лечились и гражданские лица: клинические подразделения института принимали более 40 тыс. человек в год, поликлиника — 22 тыс. Поэтому реформа системы военного образования (вполне оправданная — до последнего времени военно-медицинские институты готовили столько же врачей, сколько требовалось на пятимиллионную советскую армию, поэтому сокращение их числа было логичным; к тому же только в этом году военно-медицинские службы армии сократят со 150 до 112 тыс. человек, а в перспективе всех военных врачей заменят гражданскими) для Томска могла обернуться настоящей катастрофой. К тому же на базе госпиталя ТВМИ был развернут единственный в «сибирских Афинах» ожоговый центр. «ТВМИ для Томска был градообразующим предприятием в смысле медицины. И закрывать военный госпиталь — все равно, что у здорового человека отрезать ногу и дать ему костыли. Он тоже будет передвигаться, вопрос — как, лучше, чем раньше, или хуже», — объяснял «РР» последствия реформирования военный врач Виктор Юрченков.
Против закрытия медицинских объектов в Томске митинговали. Однако не митинги сподвигли Минобороны решить вопрос мирно, а последовательная и жесткая позиция, занятая администрацией области. Еще в мае губернатор Виктор Кресс обсуждал вопрос с премьер-министром Владимиром Путиным, который поручил главе Минобороны Анатолию Сердюкову и министру здравоохранения Татьяне Голиковой выработать совместное решение по судьбе объектов ТВМИ. «Нам очень важно, чтобы здания были переданы на баланс области, тогда мы сможем использовать их по профилю, то есть под медицинские учреждения. А тогда и военные смогут получать бесплатную медицинскую помощь, и врачи не останутся безработными», — отмечал ранее вице-губернатор по особо важным проектам Томской области Сергей Точилин.
И томские власти добились своего. По словам Нагатинского, принципиальное решение по трем зданиям ТВМИ медицинского назначения будет принято в двухнедельный срок. «Медицинский процесс не должен останавливаться», — подчеркнул он. Более того, замглавы Минобороны сообщил, что здания военно-медицинского института, расположенные на проспекте Кирова в Томске, могут быть использованы для размещения в нем президентского кадетского училища: «Я доложу министру, что место соответствует всем требованиям к таким училищам». Правда, окончательное решение об открытии училища будут принимать президент и министр обороны. Но, думается, администрация Томской области своего не упустит, ведь в учебном заведении смогут обучаться до 900 кадетов со всей страны. Первый вице-губернатор региона Оксана Козловская уже отметила, что данный проект представляет большой интерес для Томской области.
Конечно, медицина от Минобороны достанется региону не бесплатно. «Минобороны тратило на обслуживание пациентов ТВМИ более 200 млн рублей, эти обязательства должна принять на себя областная и городская власть», — заявила вчера Козловская. Как будут делиться расходы, пока неизвестно, но, скорее всего, львиная доля затрат ляжет на бюджет региона.
Примечательно, что томские власти смогли решить с военными вопросы и по ряду других объектов армейской собственности (всего в Томске и соседнем с ним ЗАТО Северск Минобороны принадлежит 53 объекта недвижимости). По традиции, армейцы с трудом расстаются со своим имуществом, даже с тем, которое им не нужно. К примеру, в центре Томска, прямо на улице Ленина, уже много лет стоит с запыленными окнами и закрытыми дверями Дом офицеров. Теплится жизнь только в левом флигеле здания, в котором работает кафе с говорящим названием «Комбат». Переговоры о передаче объекта в собственность Томской области администрация региона вела аж с 2003 года. Два года назад было проведено обследование технического состояния здания. Выяснилось, что оно находится в аварийном состоянии: изношена система инженерного обеспечения, есть угроза обрушения крыши, так как несущая способность ферм чердачного перекрытия не отвечает необходимым требованиям безопасности. В мае Виктор Кресс просил Путина решить и этот вопрос. Минобороны же было готово отдать здание в областную собственность в обмен на 90 квартир для военных (цена вопроса — 100 млн рублей), власти региона предлагали ведомству вместо этого участок земли под Томском. Но вопрос висел в воздухе, здание тихо разрушалось и своими грязными окнами ярко выделялось на фоне соседних строений, украшающих центральную улицу города.
Однако сейчас военные согласились отдать Дом офицеров в муниципальную собственность в обмен на земельный участок площадью 1,35 га на улице Энтузиастов в Томске (там Минобороны собирается построить жилье для военнослужащих). В минувшую субботу, кстати, Виктор Кресс вместе с активистами молодежных организаций уже осмотрел объект и заявил, что в нем разместится областной дворец молодежи. Правда, после ремонта: на него потребуется не менее 150 млн рублей, но новоселье, по самым оптимистичным прогнозам, планируется отметить там уже к следующему Дню города, 7 июня.
Так же безвозмездно Томская область получит имущественный комплекс расформированной военной части в Колпашеве. А вот военный городок на улице Никитина в Томске, по словам замминистра, станет объектом «коммерческих взаимоотношений с администрацией города». Мэр Николай Николайчук уже подтвердил готовность вести переговоры о взаимовыгодных путях передачи комплекса городу. В общем жесткость и последовательность в отстаивании своих позиций — качества настоящего военного, проявленные томскими чиновниками, заставили Минобороны сдаться и отступить с миром.