- Экостройка? Зачем она нам? — так недавно ответил знакомый строитель на вопрос «не хотите ли заняться экологическим девелопментом»... Реакция закономерна: компетенция большинства строителей на Урале до последнего времени лежала лишь в одной плоскости — получить участок и как можно быстрее его освоить. Именно освоить: никого не интересовало, есть ли вокруг лес, как проходят транспортные магистрали, насколько энергозатратен будущий объект, какие материалы используются. Когда работаешь на перманентно дефицитном рынке, об экодевелопменте задумываться нет ни времени, ни нужды: деньги сами текут в руки.
Пожалуй, единственным сегментом девелопмента, где приставка «эко» возникала, была загородная недвижимость. Это следовало из самой сути коттеджного строительства — жизнь за пределами муниципалитета должна быть экологичной, иначе зачем покупать дома за 20 — 30 км от города.
Экономология
В мировой практике понятие экодевелопмента сложилось давно (в Европе уже десять лет эта тема активно муссируется, на выставке MIPIM в Каннах в 2009 году половина была посвящена ей). Это комплекс мер в строительстве, обеспечивающий минимальное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, и в то же время — идея максимально эффективного использования ресурсов при строительстве и эксплуатации зданий. Директор компании Ecoestate (Санкт-Петербург) Валерий Вакуленко добавляет: «Development — это развитие, и прежде всего — человека, его потенциалов. Значит, экодевелопмент — это экологическое развитие, просвещение и воспитание человека, формирование навыков, которые позволяют жить в гармонии с природой, улучшать среду обитания и, соответственно, здоровье».
Именно сочетание экономической и экологической концепций определяет спектр технологий. Это, к примеру, возведение пассивных домов, не требующих отопительных систем, и использование возобновляемых источников энергии (ветряков, солнечных батарей, геотермальных источников), строительная ботаника (когда стены домов выращивают из деревьев) и бионическая архитектура.
Экономические показатели экодевелопмента до сих пор дискуссионны. По западному опыту, использование подобных технологий добавляет к стоимости строительства в среднем 5 — 15%. Дополнительные затраты окупаются за восемь-десять лет. Хотя есть и другие мнения. Генеральный директор компании «ЭнСиСи Недвижимость» Юусо Хиетанен: «Применяя новые технологии, соответствующие требованиям экологической сертификации, можно существенно сократить стоимость строительства. Например, использование технологии преднапряженного железобетона позволяет преодолеть основные недостатки монолитного строительства: высокий уровень себестоимости, трудоемкость и длительность строительно-монтажных работ. Эта технология позволяет снизить себестоимость строительства на 30%».
Зеленые ростки
В российских столицах тема зеленого девелопмента начала активно обсуждаться лишь в конце 2009 года. Толчком к дискуссии о будущем стройки стал кризис. По словам Валерия Вакуленко, он приостановил безудержную застройку, заставил задуматься, подучиться, освоить новые навыки, технологии и внести экологические принципы в российское строительство и девелопмент.
В стране уже есть интересные наработки в области применения в стройке естественных материалов. Например, строительство домов с утеплителем из прессованной соломы. Или технология создания стеновых блоков из грунта (компания «Русские качели»). Генеральный директор «Архитектурной мастерской Цыцина» Сергей Цыцин рассказывает о суперизоляционном наногеле: при использовании в светопроводящей конструкции он позволяет создать стеклянную поверхность, которая не только обеспечивает освещение, но и в шесть раз превосходит по теплоизоляционным свойствам вполне качественные традиционные материалы.
На Урале положительные примеры экодевелопмента единичны. В плане архитектуры — это некоторые районы Тюмени, состоящие из небольших домов с цветными фасадами. Одна из наиболее ярких зеленых строек — район «Академический» в Екатеринбурге, задуманный Реновой-СтройГруп как экополис, расположенный между двумя лесными массивами и пересекаемый рекой Патрушихой. В его проекте предусмотрены десятки километров пешеходных дорожек, парк, дома разнообразной архитектуры (от 25-этажных до коттеджей, застройка квартального типа). В насаждения здесь планируется вложить до миллиарда рублей. Кроме того, проект предполагает создание энергоэффективных домов и генерации с высоким КПД.
Чужие на празднике жизни
В мире построены уже сотни тысяч экологических домов (на Западе это элемент престижа, предмет гордости). Например, в Финляндии активно осваивают экологические технологии кондиционирования, обогрева, вентиляции, электроснабжения, утилизации дождевых стоков, производят соответствующее оборудование. А наши города пока представляют собой армию монолитных или панельных домов, дорогих в строительстве и обслуживании и однотипных по архитектуре.
В российских экономических и социальных реалиях экодевелопмент смотрится диковато. Восемь-десять лет окупаемости, по меркам отечественной стройки, — огромный срок. На рынке, где отродясь не было длинных денег, девелоперы стремились максимально быстро извлечь выгоду из объекта и приняться за другой. Банки воспринимали стройку как сектор, на котором можно заработать много и за короткий срок. Потребители об экологии задумывались в последний момент: главная задача для них — хоть как-то решить жилищную проблему. Начальник бюро ГИПов компании Setl City Игорь Кривошеев замечает: «Есть вопросы и к госэкспертизе проектов. Например, на Западе несущие стены очень мало армируются. Но доказать нашему эксперту, что это нормально и экологично, совсем непросто, потому что в СНиПах написано, сколько металла должно приходиться на кубический метр бетона. Без новых, современных нормативов отстаивать свою позицию трудно». В стране нет главного — государственной политики стимулирования технологий, да и инновационной стройки в целом.
Пока экодевелоперы — маргиналы, живущие надеждами на светлое будущее
По словам Сергея Цыцина, на Западе при поддержке государства активно развиваются технологии, высока информированность и заинтересованность общества, создана волна оптимизма, подлинная мода на энергоэффективные технологии. В Европе, например, пользователи, устанавливающие у себя ветряк или солнечную батарею, получают до 50% компенсации понесенных издержек.
— Необходимо создать новый сегмент экологической недвижимости рынка и сформировать в нем устойчивый спрос, — рассуждает Валерий Вакуленко. — Экологичный девелопмент может и должен быть экономичным. Сложившийся стереотип «экология — это непременное удорожание» следует разрушить. Нужно понять, что экологичность и экономичность могут идти рука об руку, и донести эту мысль до сознания российского общества. Здоровая, экологичная окружающая среда — непреходящая ценность. Она становится все более дефицитной и востребованной. Кто раньше других с энтузиазмом и профессионализмом включится в эту деятельность, обретет не только самоуважение и уважение общества, но и получит большие возможности для бизнеса в этой сфере.
Но это задачи явно не близкого будущего. Нынешнее состояние экотехнологий — начало пути. Он может привести к идее принципиально новой, безотходной стройки или энергогенерирующих, а не потребляющих зданий и городов. Однако пока производители экоматериалов, экодевелоперы — скорее маргиналы, живущие исключительно надеждами на светлое будущее, мол, вот наступит век инноваций, и мы будем впереди рынка. Основная масса профучастников настроена скептически: мотивации к экостроительству, кроме, пожалуй, высоких цен на подключение к инженерным сетям, на рынке нет. Приставка «эко» — только «фишка», позволяющая позиционировать и продвигать объекты в элитном сегменте.