— В отличие от США или Европы, где люди меняют место жительства каждые три-пять лет, среднестатистический россиянин за свою жизнь переезжает один максимум два раза. Поэтому покупка недвижимости — событие, которое происходит у большинства наших соотечественников один раз в жизни. А значит, отнестись к выбору квартиры следует максимально ответственно, — заявил мне риэлтор, нанятый мной для поиска новой квартиры, когда я заикнулся о том, что предложенные им варианты несколько дороговаты.
— Я могу найти тебе квартиру на десять-двадцать тысяч долларов дешевле, но через месяц ты скажешь мне: «Здесь невозможно жить». Потому что нет нормальной поликлиники, школы для ребенка, магазинов, а вместо детской площадки перед домом пустырь. Не говоря уже о том, что сама квартира будет с неудачной планировкой, — объяснил он выбор более дорогих вариантов.
Модный максимализм
Кризис и последующая стагнация оказались на руку покупателям: девелоперы и риэлторы вынуждены теперь бороться за клиента. И эта борьба нередко выражается в использовании более качественных материалов при более низкой цене или в улучшении инфраструктуры жилых комплексов (ЖК).
— Местоположение, которое до кризиса считалось ключевым фактором при выборе ЖК, теперь отходит на второй план. Новые жилые комплексы, исходя из потребностей потребителей, создаются как самодостаточная территория, на которой есть все необходимые социальные объекты. В результате успешны не столько те, кто продает пустые коробки в престижных районах, сколько те, кто грамотно выстраивает инфраструктуру района, создает так называемую среду проживания со своими школами, детскими садами, спортивными комплексами, аптеками и магазинами, — говорит Евгений Штраух, гендиректор компании Galaxy Group. По его словам, теперь квартиру в монолитном доме со свободной планировкой, панорамным остеклением, удобными парковками и всеми необходимыми инфраструктурными объектами можно получить в рамках эконом-класса. Стоимость квадратного метра в таких квартирах начинается с 75 тыс. рублей.
Правда, в большинстве ЖК инфраструктура напрямую связана с тем, к какой категории относится дом, так как ее стоимость включена в цену квартиры. Чем выше классность дома, тем более развита инфраструктура. Например, для проектов экономкласса характерен минимализм, поскольку каждое дополнительное удобство приводит к росту цены. Вся инфраструктура сводится к домофону, консьержу, весьма скромному озеленению и детской площадке. Можно также рассчитывать на наличие поблизости детского сада и школы.
В бизнес-классе полнота дополнительных услуг и состав инфраструктурных объектов зависят лишь от застройщика.
— Потенциальные покупатели дорогого жилья предъявляют повышенные требования к инфраструктуре: необходимым является наличие удобного подземного паркинга, супермаркета, SPA-салона, круглосуточной охраны придомовой территории и видеонаблюдения за входными группами, благоустроенного двора со специально отведенными местами отдыха. Все высокопроходимые и часто посещаемые объекты, например торговые центры, должны располагаться в непосредственной близости, но не на территории самого комплекса, — считает руководитель аналитического центра компании «ИНКОМ» Дмитрий Таганов.
Кроме того, в таких ЖК могут быть предусмотрены и счетчики воды, и площадки для хранения велосипедов и колясок, и широкополосный интернет, и служба быта, и здравпункт.
— В некоторых наших комплексах в состав ЖК входят велнесс-центр, детский развивающий центр, кафе с летней открытой верандой и другие объекты, — рассказывает директор департамента жилой недвижимости компании «ИНТЕКО» Николай Румянцев. Естественно, все изыски и достижения цивилизации обойдутся недешево: квартплата в ЖК бизнес-класса выше, чем в экономе, в два-три раза.
В идеале инфраструктура должна не только быть максимально полной, но и соответствовать стилю жизни, который вы исповедуете.
— Если вы привыкли к спортивному образу жизни — значит, в шаговой доступности должен быть расположен спортивный клуб. Покупателям, привыкшим к спокойному отдыху, следует обращать внимание на наличие парковых зон и благоустроенных набережных, — объясняет Елена Максименкова, заместитель гендиректора компании «МГСН».
Есть, конечно, и такие, кто хочет максимального комфорта, но и для них сегодня легко найти предложение, адекватное их
запросам. Так, жители микрорайона «Красногорье DeLuxe» получили не только прекрасный вид из окон и полноценную деловую и развлекательную инфраструктуру, но еще и всесезонный горнолыжный комплекс. При этом стоимость квадратного метра в этом ЖК составляет 70–114 тыс. рублей.
Новые стандарты
Но комфорт важен не только снаружи, но и внутри дома. Поэтому покупателям при выборе квартиры необходимо следить, насколько адекватным является позиционирование застройщиком того или иного объекта. Нередко, выставляя квартиры как бизнес-класс, застройщики на деле продают всего лишь немного улучшенный эконом.
Настоящий же бизнес-класс представляет собой сложившийся набор характеристик. Это монолитные, кирпичные или монолитно-кирпичные дома с улучшенной планировкой и увеличенным метражом квартир. Кроме того, дом должен быть оснащен современными инженерными системами — как правило, это бесшумные лифты от западных производителей, система очистки воды, центральное кондиционирование, автономный тепловой пункт. Отделка общих зон дома должна соответствовать уровню заявленного класса качеством материалов, например мрамора, а также иметь ресепшн, службу охраны, иногда кафе-бар.
Для однокомнатной квартиры в этом сегменте обязательно наличие спальни и кухни-гостиной (по 20 кв. м каждая), шестиметрового санузла и такой же входной зоны, гардеробной (4 кв. м). Общая площадь однушки бизнес-класса не может быть менее 50 кв. м. Любое предложение однокомнатной квартиры в 40–45 кв. м означает поиск компромиссных решений: маленький санузел, вместо гардеробной шкаф-купе, а вместо гостиной традиционная кухня.
— Такие предложения — это продукт вчерашнего дня. С точки зрения рынка ликвидность его существенно снижается, так как человек, который в состоянии приобрести квартиру, хочет иметь за собственные деньги определенный комфорт и не идти на компромисс, убирая стиральную машину под раковину, — говорит Алексей Белоусов, коммерческий директор Capital Group.
Стандарты всех классов постепенно повышаются. Если раньше такие опции, как гардеробная или прачечная, были востребованы лишь в элитном сегменте, то сегодня это норма и для покупателей бизнес-класса. Также в большинстве ЖК данного сегмента рынка теперь используется панорамное остекление — это позволяет увеличить уровень естественного освещения квартир. Это тоже было раньше прерогативой жителей элитных домов.
Многие застройщики стремятся выделить свои ЖК на общем фоне, вводя дополнительные услуги.
— В ЖК «Царицыно» все квартиры предлагаются с отделкой — евроремонтом от застройщика. Кроме того, в нем внедрена новая услуга — trade-in. Она позволяет клиенту практически мгновенно обменять квартиру в старом жилом фонде на новостройку, — объясняет директор по маркетингу и PR-компании «НДВ-Недвижимость» Ирина Наумова.
А на территории ЖК «Доминион» застройщик создал специальные зоны отдыха по интересам для разных возрастных групп: малышей, подростков и взрослых.
Гадание на застройщике
Если при выборе квартиры на вторичном рынке у потенциального покупателя есть возможность изучить окружающее пространство, то покупка новостройки — всегда риск получить совсем не то, что обещано застройщиком.
— Последние часто «кидают» клиентов, обещая много всего хорошего, а в результате ничего не делают. Поэтому есть смысл платить за полноценную инфраструктуру, когда застройщику есть что показать, — советует Николай Румянцев.
К примеру, на территории ЖК «Доминион», возводимого компанией «ИНТЕКО», заранее подготовлен участок с благоустройством, чтобы покупатели могли увидеть, какого уровня будет установлено оборудование и каким будет качество посадочного материала на всей территории комплекса.
Первые выводы можно сделать, если знаешь размер земельного участка, на котором возводят ЖК. Если речь идет об участке в гектар, то там можно максимум оборудовать ресторан на первом этаже. А вот если участок достаточно большой — 10–15 га, то там могут построить различные объекты инфраструктуры: специальные зоны отдыха, гостевые парковки, площадки для выгула собак, дорожки для велосипедистов и автомобилей и т.п.
Эксперты при выборе квартиры в ЖК советуют обращать внимание на надежность застройщика, проектную и разрешительную документацию, сроки реализации и темпы строительства объекта. Иначе, отдав деньги, можно столкнуться с долгостроем и в ожидании ключей намыкаться по судам.
— Необходимо обратить внимание на самого застройщика, отдавая предпочтение известным на рынке, надежным и крупным компаниям. Залог безопасности — значимость объекта не только для девелопера, но и для рынка в целом. Следует обратить внимание и на программы, которые внедряются при реализации новостроек, например страхование. Такие программы означают, что объект прошел экспертизу страховой компании и его можно рекомендовать для покупки жилья, — советует Ирина Наумова.