Волна посткризисного восстановительного спроса усилилась после заявлений столичных чиновников о запрете строительства офисов и торговых центров в центральных районах Москвы. Если игроки офисного рынка пока отреагировали на подобные высказывания сдержанно, то в сегменте торговой недвижимости (особенно в стрит-ритейле) начался рост цен. В отдельных районах города наметился дефицит предложения торговых помещений.
Плоды запретов
В начале года мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в столице нужно строить гостиницы, апартаменты и жилье, а не торговые центры. И добавил, что внутри Садового кольца строительство ТРЦ и офисов будет ограничено. Спустя некоторое время мэрия решила судьбу масштабного московского долгостроя на площади Тверской заставы, напротив Белорусского вокзала. С 2008 года израильский девелопер безуспешно пытался возвести там крупный торговый центр. «Мы договорились с инвестором, что выкупаем эту стройку. Никаких торговых центров там уже не будет, там будут подземные переходы и парковочные места», — заявил Собянин.
Арендаторы и покупатели отреагировали на действия чиновников незамедлительно. Запретительная риторика спровоцировала всплеск спроса, прежде всего на объекты стрит-ритейла (торговые помещения на основных магистралях). Банки, аптеки, операторы общепита, сотовые компании, клубы занялись активным поиском недвижимости. Собственники торговых площадей оказались не лыком шиты и подняли арендные ставки примерно на треть по сравнению с концом 2010 года. Сегодня они составляют в среднем от 1,5 до 7 тыс. долларов за квадратный метр в год в зависимости от местоположения объекта. На главной торговой улице Москвы — Тверской — ставки взлетели на докризисный уровень: 8–9 тыс. долларов за квадратный метр в год (в середине 2010-го они не превышали 5 тыс. долларов).
По словам директора департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексея Могилы, возросла активность инвесторов. Средние цены продажи помещений формата стрит-ритейл на рынке торговой недвижимости Москвы составляют 13–15 тыс. долларов за метр. По данным компании Astera, в стрит-ритейле по сравнению с 2010 годом на 70% увеличилось количество запросов на покупку. Клиентов интересуют помещения, которые окупятся за 7–10 лет.
Неудачники теряют клиентов
Зафиксирован и рост спроса на площади, расположенные в крупных торгово-развлекательных центрах. Но рост цен здесь пока не так заметен. «При аренде площадей в торговых центрах, как правило, заключаются долгосрочные договоры, предусматривающие ежегодную индексацию арендной ставки. Сейчас, например, ключевые арендаторы подписывают договоры на срок от пяти лет. Ставки в торговых центрах остались на прежнем уровне. Арендная ставка для якорных арендаторов на конец первого квартала 2011 года составляет 110–320 долларов за квадратный метр в год, для торговой галереи — 500–1000 долларов, для развлекательной зоны — 120–200 долларов. В торговых центрах, которые пользуются повышенным спросом и имеют “лист ожидания”, арендные ставки могут достигать