К 2015 году 60% возводимого жилья в России будет малоэтажным. Об этом заявил сегодня премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по развитию малоэтажного строительства в Ступинском районе Московской области.
По словам премьера, малоэтажное строительство решает сразу две важные задачи: обеспечивает граждан со скромными доходами современным жильем, а также представляет широкие возможности для малого и среднего бизнеса.
«Одним словом, необходимо создавать полноценную среду для обитания людей», — призвал Путин, подчеркнув, что это сфера ответственности региональных уровней власти. Премьер потребовал обеспечить максимально удобные условия для работы и снять избыточные административные барьеры. Он раскритиковал существующие процедуры получения разрешения на строительство: «Я недавно с нефтяниками разговаривал, там в этой сфере безобразие творится, да и в жилищном строительстве не лучше». Однако и о требованиях безопасности возводимого жилья забывать не стоит, напомнил премьер. Необходимо также снизить затраты на подключение к инженерным сетям: «Здесь у нас с вами, товарищи, безобразие натуральное, даже стыдно: в странах с развитой экономикой, в ОЭСР стоимость подключения к водопроводу, энергосетям в 40 раз ниже, чем у нас», — возмутился Путин.
Российские власти будут стимулировать «малоэтажки» не только наказами, но и рублем. В ближайшие пять лет из федерального бюджета будет выделено около 25 млрд рублей на внедрение программ жилищного строительства в регионах.
По словам представителя компании «Инком-недвижимость» Антона Гололобова, малоэтажное строительство в последнее время набирает обороты.
По официальной статистике, в 2010 году в России построено 58,4 млн кв. м жилья, из них почти половина — 25,5 млн кв. м (43,6%) — малоэтажного.
Однако альтернативой жилья экономкласса в крупных городах загородные коттеджи и таунхаусы пока назвать нельзя. «Проблема в дороговизне подвода коммуникаций к участкам застройки, в необходимости строить дороги и очистные сооружения, — объяснил "Эксперту Online" Гололобов. — Мы подсчитали, сотка земли в нашем коттеджном поселке "Маленькая Шотландия" в 14 км от МКАД на момент покупки в 2009 году стоила 4–5 тыс. долларов, подводка коммуникаций, строительство подъездных дорог и прочей инфраструктуры увеличили только стоимость земли в пять раз. Себестоимость земли, готовой к строительству домов и проживанию, возросла до 18 тыс. долларов за сотку».
Если бы не эти обременения, стоимость 1 кв. м недвижимости в малоэтажных домах могла бы составлять 40 тыс. и даже 30 тыс. за 1 кв. м в ближайшем Подмосковье, уверен специалист.
Сейчас 1 кв. м готового таунхауса или коттеджа в ближайшем Подмосковье стоит порядка 65–70 тыс. рублей.
«В поселке "Маленькая Шотландия" таунхаус 150 кв. м стоит 7 млн рублей, чуть меньшее по площади жилье в 40 км от МКАД обойдется в 4 млн рублей», — приводит пример Гололобов.
Оплата коммунальных платежей, по заверениям Гололобова, не сильно превысит подмосковные тарифы: порядка 7 тыс. рублей в месяц за 150 кв. м недвижимости.
В то же время доски объявлений пестрят весьма заманчивыми предложениями малоэтажных домов по-настоящему «экономкласса».
Например, на одном из самых популярных сегодня порталов недвижимости cian.ru можно найти предложения небольших квартир в загородных многоквартирных домах по цене от 1 млн рублей в 1 км от МКАД. Так, студия 50 кв. м с отделкой в трехэтажном доме в деревне Путилково (прилегает к МКАД и району Митино) продается за 2 млн рублей, за студию 25 кв. м отдать придется 1 млн рублей.
По экспертным оценкам, за последние два-три года продано от 3 тыс. до 5 тыс. квартир в таких малоэтажных проектах.
Однако «выгодные» предложения на самом деле могут обернуться большими проблемами для их покупателей. Дело в том, что эти многоквартирные дома построены на земле с видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС), что считается отчасти незаконным.
Отчасти потому, что новый Градостроительный кодекс позволяет собственникам земли, выделенной под ИЖС, строить на ней индивидуальные дома до трех этажей площадью до 1,5 тыс. кв. м в упрощенном порядке без проведения госэкспертизы. В то же время легальное проживание в таком большом доме гарантировано, по сути, одному собственнику. Подвод коммуникаций осуществляется из расчета одной семьи — электроэнергия, например 5 КВт на всех (один только чайник потребляет 1 КВт), официально оформить можно лишь долю в доме, а не квартиру, и главное — если постройка признана самовольной, ее вполне могут снести, что время от времени и происходит. Один из самых известных застройщиков такого рода Олег Швырев — организатор строительства многоквартирного дома в Одинцове, снесенного по решению суда, на счету которого не один дом.
Снос обосновывают не только незаконностью постройки, но и отсутствием в коттеджных новостройках инфраструктуры для постоянного проживания. По экспертным оценкам, до 70–80% коттеджных поселков, в которых участки «под дачное строительство» застраиваются капитальным жильем, не имеют инфраструктуры вовсе либо доступ к ней существенно затруднен.
Руководитель проекта «Российский дом будущего» Сергей Журавлев убежден: первое, что нужно сделать, чтобы строительство малоэтажных домов стало массовым, — обязать муниципалитеты взять на себя строительство инфраструктуры, опираясь в том числе и на деньги бюджета.
«При этом надо учитывать, что малоэтажные поселки должны включать не только сами дома, но и встраиваемые туда зоны деятельности жителей — работу, досуг, зоны сервиса. "Голый" поселок может привести к десоциализации людей, а это грозит социальными проблемами, — предупреждает Журавлев. — Также необходимо продумать концепцию малоэтажной застройки по множеству параметров, включая плотность заселения, региональные особенности, систему финансирования, налоговые преференции и прочее. Например, поощрять налоговыми преференциями банки, которые возьмутся дешево кредитовать как застройщиков, так и покупателей таких домов».
При разумном подходе к системе малоэтажек выгоду получат не только население и бизнес, но и государство. «Обслуживание таунхаусов и коттеджей всегда ложится на плечи жильцов, а не государства, поэтому затраты на ЖКХ и капремонты могут быть существенно сокращены», — говорит Журавлев.