Идея ввести обязательное страхование недвижимости (или, по крайней мере, настойчиво простимулировать граждан к этому) носится в воздухе. Причем разделяют ее не только представители государства, с их понятным желанием скинуть с плеч проблемы, возникающие при пожарах, наводнениях и иных бедствиях, когда приходится как-то заниматься оставшимися без крова. О том, сколь полезно страхование недвижимости, говорили в пожарное лето 2010 г. не только агенты власти, но и ее суровые критики, отмечавшие, что начальство ищет рукавицы, а они за поясом: во всех цивилизованных странах подавляющая (порядка 90%) доля недвижимого имущества застрахована, тогда как в России лишь порядка 5%. Со всеми проистекающими проблемами.
При столь просто открывающемся ларчике не диво, что предложения защитить будущих погорельцев столь простым и при этом рыночным, цивилизованным способом являются вновь и вновь. Воз при этом, однако, остается на месте, а крайне слабый энтузиазм по этой части демонстрирует ведомство, которому volens-nolens приходится выделять деньги на погорельцев и которое, казалось бы, должно быть главным толкачом начинания. Мы имеем в виду Министерство финансов, которое отнекивается, указуя, что никто не должен быть принуждаем к заключению сделок etc.
Наверное, не должен, но ведь эта либеральная норма в той же мере приложима и к ОСАГО, а мы не помним, чтобы при введении автогражданки Минфин что-то имел против. Дело явно не в возвышенных нормах, притом что сравнение с делами автомобильными действительно позволяет уяснить проблему. Одним из источников страховательного энтузиазма, несомненно, является успешное внедрение в России автострахования. Новшество привилось без особых проблем и в сжатые сроки — надо так и с недвижимостью.
Но тут есть разница, заключающаяся в том, что автопарк РФ весь как на ладони (по крайней мере на 99%). Без государственного регистрационного документа (ПТС, техталона) вся езда будет до первого гаишника. Но если все имеют правильный ПТС, достаточно легко добиться, чтобы на основе этого своего ПТС граждане выписывали еще и автостраховочные документы. Как минимум к тому нет технических препятствий.
В области же недвижимости картина принципиально иная. Столь же бесспорными и окончательными документами на землю и строения, сколь бесспорным в автоделе является ПТС, обладает никак не 99% владеющих и пользующихся, но значительно менее. Случившееся в последние двадцать лет колоссальное освоение земельных фондов, сопровождавшееся колоссальным же частным строительством, было зарегистрировано государством не пойми в какой степени и не пойми каким образом. Недавно это de facto признал замминистра финансов С. Д. Шаталов, заявивший, что пополнять бюджет поземельным налогом и налогом на недвижимость оно бы и хорошо, но начать делать это уже в 2012 г. совершенно нереально, ибо в земельном кадастре конь не валялся. Если такой заядлый фискал, как Шаталов, отказывается собирать деньги — нужны ли еще дополнительные характеристики для кадастрового дела, а знач