В 2000-е годы единственным форматом по-настоящему элитной недвижимости считались клубные дома на Остоженке. Это были небольшие здания на 10–20 квартир, где, как подразумевалось, создается камерная атмосфера. Но в последние годы представления об элитном жилье сильно менялись: проекты становились все крупнее и давно вышли за пределы Остоженки.
Группа ЛСР, застройщик «Грюнвальда», предложила свою версию элитной недвижимости — клубный квартал. Прелести загородной жизни соединены в нем с достоинствами городского жилья. А главная особенность «Грюнвальда» — яркая современная архитектура.
Клубный квартал
«Грюнвальд» — это квартал из 13 домов, расположенный в Сколкове, совсем рядом с Москвой. Застройщик не стал гнаться за большим количеством метров, а сделал акцент на качестве среды обитания. В итоге «Грюнвальд» стал кварталом комфортной среднеэтажной застройки: в нем нет зданий выше шести этажей.
Сколково — очень интересный район. Он гораздо менее известен широкой публике, чем правительственная Рублевка. Однако именно здесь проживают некоторые крупные бизнесмены и высшие правительственные чиновники. При этом сообщество владельцев недвижимости в Сколкове — своего рода закрытый клуб, обеспечивающий престижное соседство и однородную социальную среду.
Почему чиновники и крупные бизнесмены выбрали Сколково? Основных причин три. Во-первых, это престижное западное направление и очень близко от Москвы. Во-вторых, на тупиковом Сколковском шоссе, в отличие от Рублевки, не бывает пробок. В-третьих, Сколково уже давно является элитным местом. Еще в советские времена, начиная с Леонида Брежнева, первые лица государства имели здесь дома.
Неудивительно, что с 1990-х Сколково стало излюбленным местом отдыха российских бизнесменов. Однако не всех, а только тех ставит комфорт, роскошь жизни и тишину выше публичности Рублевки. В 2000-е популярность Сколкова постепенно росла: кроме частных элитных коттеджей здесь стали появляться и новые жилые комплексы. А в последний год известность этого места резко выросла и стала даже мировой: именно здесь начали возводить инновационный город. Близость к этому объекту стала подогревать и местный рынок недвижимости.
Территория «Грюнвальда» — около 4 га. Шестиэтажные здания расставлены таким образом, что в центре образуется обширная зона отдыха.
Под клубным кварталом подразумевается жилой комплекс на закрытой территории и с единой архитектурной идеей, состоящий из ограниченного числа клубных жилых домов. Каждый дом при этом должен отвечать требованиям клубного формата, обеспечивающим приватность: небольшая этажность, минимальное количество квартир на этаже. В конечном итоге клубный квартал должен стать комфортной средой обитания для круга единомышленников, объединенных общими ценностями. Четко выраженная концептуальная идея такого микрорайона должна стать гарантией того, что покупателями станут люди, эту идею разделяющие.
Расположенный за городом, клубный квартал «Грюнвальд» по уровню комфорта и качества жизни может составить конкуренцию лучшим жилым комплексам Москвы. Здесь есть и комфортабельные отапливаемые паркинги, декорированные по авторским проектам вестибюли и лифты с панорамным остеклением. На территории комплекса есть и еще одна обязательная примета премиального жилья — физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, куда подается вода из собственной артезианской скважины.
«Грюнвальд» уже полностью построен, сдан в эксплуатацию. В комплексе оформлены права собственности, что не только резко снижает риски при покупке, но и дает возможность воспользоваться ипотекой от любого банка с пониженной ставкой: ипотечные проценты на жилье вторичного рынка дешевле, чем для новостроек.
Оазис современной архитектуры
Одно из главных достоинств «Грюнвальда» — архитектура. «Подход, который мы использовали в “Грюнвальде”, был для своего времени новым для России. Это европейский подход к проектированию зданий, когда мастер-планист задает единый дизайн-код проекта, а отдельные архитекторы создают внешний вид каждого дома, — рассказывает соавтор концепции “Грюнвальда” Сергей Чобан. — В этом случае есть и стройность мастер-плана, и разнообразие подходов к архитектуре каждого дома».
Сергей Чобан не случайно обратился к европейским традициям: он многие годы жил в Европе, его бюро успешно работает в Германии. Новая модель проектирования представляется весьма продуктивной. Ведь исторически лица городов всегда были разнообразными. В России же огромные городские районы застраивались под одну идею и одним почерком. И даже если идея была интересна, результат получался скучным и однообразным. А когда работает сразу несколько архитекторов, достигается столь важное для города разнообразие. «Жильцу важно отличать свой дом от соседского», — замечает Сергей Чобан.
Для проектирования отдельных зданий были приглашены четыре архитектурных бюро: «Остоженка», «Проект Меганом», германская AssmannSalomon и «Speech Чобан/Кузнецов». Рамки, в которые были поставлены архитекторы, были такими: здания средней этажности, общий дух супрематизма, простые геометрические формы домов, экологичность и смелые инновационные решения.
Каждый из архитекторов выбрал свою форму здания (круг, сектор, квадрат) и создал свой тип здания, который позже был тиражирован. Все проекты — «Сектор», «Кубус», «Вальс» и «Вуаль» — имеют четкие геометрические формы и выполнены в основном из натуральных материалов глубоких теплых цветов: доломитизированного известняка, итальянского травертина, ламинированных деревянных панелей, декоративного стекла. В отделке всех домов использована технология «вентилируемый фасад», при этом отделочные материалы в каждом типе домов применяются разные.
Пожалуй, самое нестандартное фасадное решение было применено для домов «Вуаль» (автор проекта Антон Мосин). Фасад этих домов — полупрозрачная «вуаль», за которой скрывается само здание. Ставни французских балконов и передвижные ставни витражных окон выполнены из панелей цвета патинированной меди с перфорацией в виде листьев дуба, раскрытого подсолнуха и веточек рябины. Владельцы квартир могут передвигать фасадные панели по своему усмотрению и изменять тем самым положение окон, увеличивать инсоляцию или «затемнять» комнаты. Благодаря этому внешний облик домов «Вуаль» никогда не бывает одинаковым — он изменяется в соответствии с настроением его жильцов.
В целом район Сколково неожиданно стал своего рода оазисом современной архитектуры в России. Год назад здесь возвели весьма интересное здание Московской школы управления «Сколково» по проекту англичанина Дэвида Аджайе, которого вдохновили авангардистские картины Малевича и Кандинского. Сейчас началось строительство иннограда Сколково, где будут строить мировые звезды — японка Кадзуо Сэдзима и голландец Рем Коолхас. А началась история современной архитектуры Сколково с «Грюнвальда».
Группа ЛСР создана в 1993 году. Сегодня это одна из крупнейших строительных компаний в России. По состоянию на 1 сентября 2011 года ЛСР — лидер в списке крупнейших отечественных строительных компаний по рыночной стоимости по версии рейтингового агентства «Эксперт РА». Компания работает в нескольких сегментах: девелопмент, строительство и производство стройматериалов. Основной бизнес сконцентрирован в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Москве и Московской области, Екатеринбурге и Уральском регионе. Портфель недвижимости группы ЛСР составляет 8,4 млн квадратных метров. Выручка компании за 2010 год — 49 950 млн рублей (согласно отчетности по МСФО).